Скрыть
Раскрыть

Груничева И. Г. 1, Пинская М. А. 1, Косарецкий С. Г. 1
  • 1 НИУ ВШЭ, 101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, д.20

Поддержка школ, показывающих низкие образовательные результаты, как часть национальной образовательной политики. Обзор мирового опыта

2012. № 3. С. 30–63 [содержание номера]

Груничева Ирина Геннадьевна — научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы Института развития образования НИУ ВШЭ. Эл. адрес: igrunicheva@hse.ru 

Пинская Марина Александровна — кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы Института развития образования НИУ ВШЭ. Эл. адрес: m-pinskaya@yandex.ru 

Косарецкий Сергей Геннадьевич — кандидат психологических наук, директор Центра социально-экономического развития школы Института развития образования НИУ ВШЭ. Эл. адрес: skosaretski@hse.ru 

Описаны основные подходы и инструменты решения проблемы формирования сегмента школ, работающих в сложном социальном контексте и показывающих низкие образовательные результаты.

Мировой опыт свидетельствует о том, что во многих странах стратегии повышения эффективности работы и улучшения качества образовательных результатов школ стали частью национальной образовательной политики. Концептуальным основанием стратегий является признание тесной взаимосвязи между неблагополучным социально-экономическим статусом семей учащихся и низкими результатами школ. Показано, что образовательная политика, как правило, включает меры, направленные на выявление сегментов риска и осуществления своевременных вмешательств во избежание формирования очагов острой и устойчивой неуспешности. В редких особенно тяжелых случаях органами управления образованием принимаются более жесткие меры — от смены руководства и части педагогического коллектива школы до переформирования образовательного учреждения.

Представлены современные мировые программы поддержки неблагополучных школ, основанные на масштабном и системном запуске финансовых, кадровых, организационных и других механизмов, направленных на повышение компетентности и стимулирование профессионального роста учителей; расширение культуры сотрудничества, совместного исследования и распространения успешных практик в педагогических коллективах; распределение лидерства в управлении школой и партнерство директоров наиболее успешных и проблемных школ; реализацию в массовой практике модели эффективной школы.

Мировой опыт исследований и практических интервенций в рассматриваемой области может оказаться полезным для отечественного образования, особенно ввиду появления темы поддержки данной категории школ в повестке дня российской образовательной политики.

 

BiBTeX
RIS

Новости

20 октября 2020

XXII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: открыта подача заявок на участие


16 октября 2020

Новинка в серии Библиотека журнала «Вопросы образования» — книга Люси Крехан «Умные земли»


08 октября 2020

«Вредные» советы и полезные комментарии о том, как написать научно-исследовательскую статью