Скрыть
Раскрыть

Груничева И. Г. 1, Пинская М. А. 1, Косарецкий С. Г. 1
  • 1 НИУ ВШЭ, 101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, д.20

Поддержка школ, показывающих низкие образовательные результаты, как часть национальной образовательной политики. Обзор мирового опыта

2012. № 3. С. 30–63 [содержание номера]

Груничева Ирина Геннадьевна — научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы Института развития образования НИУ ВШЭ. Эл. адрес: igrunicheva@hse.ru 

Пинская Марина Александровна — кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы Института развития образования НИУ ВШЭ. Эл. адрес: m-pinskaya@yandex.ru 

Косарецкий Сергей Геннадьевич — кандидат психологических наук, директор Центра социально-экономического развития школы Института развития образования НИУ ВШЭ. Эл. адрес: skosaretski@hse.ru 

Описаны основные подходы и инструменты решения проблемы формирования сегмента школ, работающих в сложном социальном контексте и показывающих низкие образовательные результаты.

Мировой опыт свидетельствует о том, что во многих странах стратегии повышения эффективности работы и улучшения качества образовательных результатов школ стали частью национальной образовательной политики. Концептуальным основанием стратегий является признание тесной взаимосвязи между неблагополучным социально-экономическим статусом семей учащихся и низкими результатами школ. Показано, что образовательная политика, как правило, включает меры, направленные на выявление сегментов риска и осуществления своевременных вмешательств во избежание формирования очагов острой и устойчивой неуспешности. В редких особенно тяжелых случаях органами управления образованием принимаются более жесткие меры — от смены руководства и части педагогического коллектива школы до переформирования образовательного учреждения.

Представлены современные мировые программы поддержки неблагополучных школ, основанные на масштабном и системном запуске финансовых, кадровых, организационных и других механизмов, направленных на повышение компетентности и стимулирование профессионального роста учителей; расширение культуры сотрудничества, совместного исследования и распространения успешных практик в педагогических коллективах; распределение лидерства в управлении школой и партнерство директоров наиболее успешных и проблемных школ; реализацию в массовой практике модели эффективной школы.

Мировой опыт исследований и практических интервенций в рассматриваемой области может оказаться полезным для отечественного образования, особенно ввиду появления темы поддержки данной категории школ в повестке дня российской образовательной политики.

 

BiBTeX
RIS

Новости

16 июля 2020

Журнал «Вопросы образования» рекомендует послушать интересные подкасты


17 июня 2020

Летняя школа преподавателя на тему «Пять цифровых навыков для дистанта»


15 июня 2020

Журнал «Вопросы образования» индексируется в Q2 Scopus