Скрыть
Раскрыть

Фрумин И. Д. 1, Добрякова М. С. 1
  • 1 НИУ ВШЭ, 101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, д.20

Что заставляет меняться российские вузы: договор о невовлеченности

2012. № 2. С. 159–191 [содержание номера]

Фрумин Исак Давидович — доктор педагогических наук, научный руководитель Института развития образования НИУ ВШЭ, заместитель главного редактора журнала «Вопросы образования». Эл. адрес: ifroumin@hse.ru 

Добрякова Мария Сергеевна — кандидат социологических наук, заведующая проектно-учебной лабораторией «Развитие университетов» НИУ ВШЭ. Эл. адрес: mdobryakova@hse.ru 

Рассматриваются изменения в высшем инженерном образовании, произошедшие в России за последнее десятилетие. С целью определения движущих сил внутренних преобразований в университетах, осуществляемых в условиях значительных перемен во внешней среде, обследованы четыре целевые группы: университетские администраторы, студенты, выпускники и работодатели.

Анализ эмпирических данных показал, что в целом стейкхолдеры положительно оценивают качество образования в отечественных вузах. Исключение составляют только работодатели, которые недовольны уровнем приходящих к ним выпускников в связи с недостатком у кандидатов специальных знаний и практических навыков. Данными социологических опросов последних полутора десятилетий подтверждена стойкость неудовлетворенности работодателей качеством подготовки специалистов в системе высшего профессионального образования. Анализ самооценки студентов выпускных курсов позволил выявить существенную нехватку у них на этапе окончания вуза компетенций, необходимых для успешной работы в современной экономике. Предполагается, что в образовательном опыте студентов недостаточно тех видов учебной деятельности, в которых такие компетенции формируются.

Опираясь на концепцию вовлеченности и теорию заинтересованных участников, авторы утверждают, что в российских университетах, как правило, действует «договор о невовлеченности», сутью которого является принятие сторонами существующей ситуации как оптимальной и отказ от изменений. Выявляются факторы, провоцирующие низкую вовлеченность участников в образовательный процесс, рассматривается историческая обусловленность ситуации застоя, в которой все внутренние игроки заинтересованы в ее сохранении. Обсуждаются перспективы дальнейших исследований в области институционального развития российских университетов. 

DOI: 10.17323/1814-9545-2012-2-159-191

BiBTeX
RIS

Новости

10 сентября 2020

В Библиотеке журнала «Вопросы образования» вышла новая книга «Почему ученики не любят школу?» Дэниела Уиллингема


31 августа 2020

В Библиотеке журнала «Вопросы образования» издана книга дэны бойд «Все сложно. Жизнь подростков в социальных сетях»


07 августа 2020

Планируется тематический выпуск о влиянии пандемии на сферу образования