Скрыть
Раскрыть

Абанкина Т. В. 1, Красилова А. Н. 1, Ястребов Г. А. 1
  • 1 НИУ ВШЭ, 101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, д.20

Образование как старт для жизни: жизненные планы сельских школьников в России

2012. № 2. С. 87–120 [содержание номера]

Абанкина Татьяна Всеволодовна — кандидат экономических наук, директор центра прикладных экономических исследований и разработок НИУ ВШЭ. Эл. адрес: abankinat@hse.ru Адрес:Россия, 101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 20.

Красилова Анна Николаевна — кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Лаборатории сравнительного анализа развития постсоциалистических обществ НИУ ВШЭ. Эл. адрес: akrasilova@hse.ru 

Ястребов Гордей Александрович — кандидат социологических наук, младший научный сотрудник Лаборатории сравнительного анализа развития постсоциалистических обществ НИУ ВШЭ. Эл. адрес: gordey.yastrebov@gmail.com 

Представлены результаты первого этапа реализации международного проекта по сравнительному исследованию сельского образования в России, Китае и Казахстане. В основу исследования образовательных, миграционных и карьерных стратегий старшеклассников сельских школ, а также факторов, формирующих эти стратегии, положена эмпирическая модель межпоколенной социальной мобильности, объясняющая механизм влияния элементов социального и культурного окружения на формирование жизненных траекторий. Исследование проводилось на данных сплошного обследования сельских школ пяти регионов России, различающихся природно-климатическими и транспортными условиями, уровнем и профилем социально-экономического развития, демографическими тенденциями и системами сельского расселения. Выявлено абсолютное доминирование во всех регионах, принявших участие в исследовании, стратегии сельских школьников на продолжение образования после школы, прежде всего в вузе или колледже (техникуме), а потом на работу в городе. Предполагается, что высокая привлекательность и реалистичность образовательных, карьерных и миграционных стратегий сельских школьников, осуществленных по модели «социального парашюта» могут спровоцировать в России существенный отток молодежи из сел и новую волну процесса урбанизации. Показано, что предпосылками, позволяющими скорректировать массовую установку сельских старшеклассников на получение высшего образования и отъезд в город в пользу стратегии «остаться в селе», являются лишь раннее трудовое воспитание и возможность получения по наследству собственного бизнеса родителей. 

DOI: 10.17323/1814-9545-2012-2-87-120

BiBTeX
RIS

Новости

02 июля 2019

Вышло второе издание книги Хосе Ортега-и-Гассет «Миссия университета»


17 мая 2019

Презентация книги “(Не)обычные школы: разнообразие и неравенство”


12 марта 2019

В апреле открывается прием заявок на участие в конференции ИВО