Скрыть
Раскрыть

Александров Д. А. 1,2, Баранова В. В. 1, Иванюшина В. А. 1,2
  • 1 НИУ ВШЭ, 190008, Россия, Санкт-Петербург, ул. Союза Печатников, д.16
  • 2 НИУ ВШЭ, 101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, д.20

Дети и родители — мигранты во взаимодействии с российской школой

2012. № 1. С. 176–199 [содержание номера]

Александров Даниил Александрович — кандидат биологических наук, профессор, руководитель Лаборатории социологии образования и науки НИУ ВШЭ — СПб.  Эл. адрес: d_alexandrov@hse.spb.ru 

Баранова Влада Вячеславовна — кандидат исторических наук, научный сотрудник Лаборатории социологии образования и науки НИУ ВШЭ — СПб.  Эл. адрес: vbaranova@hse.spb.ru 

Иванюшина Валерия Александровна — кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Лаборатории социологии образования и науки НИУ ВШЭ — СПб.  Эл. адрес: ivaniushina@hse.spb.ru 

Представлены результаты первого в России масштабного исследования адаптации детей из семей мигрантов в школах. На основании результатов анализа эмпирического материала обсуждаются вопросы этнической и социальной дифференциации школ, взаимодействия родителей со школой, отношения учителей к иноэтничным ученикам, межэтнического общения школьников.

Установлено, что распределение детей по школам в большей степени определяется их социальным положением, чем этническим происхождением. Подтверждены данные американских социологов о том, что существует позитивный отбор мигрантов и что для мигрантов первого поколения характерен так называемый иммигрантский оптимизм. Предполагается, что в России этот эффект обусловлен недавним началом массовой миграции, в связи с чем может быть утрачен в следующем поколении.

С использованием метода многоуровневой регрессии продемонстрировано влияние миграционного и этнического статуса на успеваемость. Показано, что дети-мигранты, принадлежащие к этническим меньшинствам, обладают высокой учебной мотивацией и их образовательные результаты не уступают достижениям их местных сверстников в этих же школах, а образовательные планы иноэтничных мигрантов не отличаются от таковых этнического большинства. Результаты анализа сетей общения в классах свидетельствуют об отсутствии в школах дискриминации представителей этнических меньшинств со стороны этнического большинства вопреки существующим в российском обществе националистическим настроениям.

Определены перспективы продолжения исследования с точки зрения долгосрочных социальных прогнозов.

DOI: 10.17323/1814-9545-2012-1-176-199


BiBTeX
RIS

Новости

24 октября 2018

На конференции РАИВО прошла презентация книги Филипа Альтбаха


09 октября 2018

Открыт прием заявок на XX Апрельскую международную научную конференцию по проблемам развития экономики и общества


05 октября 2018

В Библиотеке журнала выходит книга Филипа Альтбаха «Глобальные перспективы высшего образования»