Скрыть
Раскрыть

Юдкевич М. М. 1, Прахов И. А. 1
  • 1 НИУ ВШЭ, 101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, д.20

Влияние дохода домохозяйств на результаты ЕГЭ и выбор вуза

2012. № 1. С. 126–147 [содержание номера]

Прахов Илья Аркадьевич — младший научный сотрудник Международной научно-учебной лаборатории институционального анализа экономических реформ Института институциональных исследований НИУ ВШЭ, преподаватель кафедры институциональной экономики НИУ ВШЭ. Эл. адрес: ipra@inbox.ru 

Юдкевич Мария Марковна — кандидат экономических наук, директор Института институциональных исследований НИУ ВШЭ, заведующая Международной научно-учебной лабораторией ИНИИ НИУ ВШЭ. Эл. адрес: yudkevich@hse.ru 

Анализируется зависимость результативности абитуриента по итогам ЕГЭ, стратегий подготовки к поступлению и выбора вуза от материального положения семьи. В качестве источника данных используются результаты опроса студентов первого курса и их родителей, проведенного осенью 2010 г. в 16 крупнейших городах России.

Установлено положительное влияние уровня дохода семьи на результативность абитуриентов на основе баллов ЕГЭ по основным предметам. Данная связь остается статистически значимой и для абитуриентов со схожей успеваемостью до начала основного периода подготовки к поступлению (по итогам 9-го класса). Выявлено, что причина расхождения образовательных результатов по окончании 11-го класса заключается в разных финансовых возможностях семей в осуществлении инвестиций на дополнительные виды подготовки к поступлению.

На основе среднего проходного балла охарактеризованы вузы, в которые поступают абитуриенты из семей с разным уровнем дохода, но со схожими результатами по ЕГЭ. Показано, что абитуриенты из семей с более высоким доходом, получившие за ЕГЭ удовлетворительные и хорошие оценки, более эффективно распоряжаются своими баллами по сравнению с абитуриентами из менее обеспеченных семей с теми же результатами.

Установленная положительная связь образовательных достижений абитуриентов, особенностей подготовки к поступлению в вуз и качества получаемого высшего образования с материальным положением семей свидетельствует о том, что введение ЕГЭ как унифицированного и стандартизированного экзамена не обеспечило равенства доступа к высшему образованию для различных категорий абитуриентов.

DOI: 10.17323/1814-9545-2012-1-126-147

 

BiBTeX
RIS

Новости

27 августа 2019

Выходит второе издание книг Бертона Р. Кларка


20 августа 2019

С 9 сентября начинается прием заявок на XXI Апрельскую международную научную конференцию по проблемам развития экономики и общества


02 июля 2019

Вышло второе издание книги Хосе Ортега-и-Гассет «Миссия университета»