Hide
Раскрыть

Lidiya Okolskaya 1
  • 1 Sociology Institute, Russian Academy of Sciences, Bld. 5, 24/35 Krzhizhanovskogo St., Moscow, 117218, Russian Federation.

Value orientations in textbooks for high school

2012. No. 1. P. 93–125 [issue contents]

Lidiya Okolskaya, Ph.D. in Sociology, senior researcher in the Sector for Research in Personality, Sociology Institute, Russian Academy of Sciences, first prize winner in Pinsky Awards Education Research Competition (2011). Email: okoli@yandex.ru Address: Bld. 5, 24/35 Krzhizhanovskogo St., Moscow, 117218, Russian Federation.

The article presents results of content analysis of high school textbooks on social and human sciences. The author uses Schwartz’s value typology consisting of two value axes, ‘conservation vs. openness to change’ and ‘self-enhancement vs. self-transcendence’, to review the value content of the Russian educational program. She also breaks school subjects into value categories, describes these categories, and compares value priorities of learning programs to the results of mass questionnaires on the values of Russians. Value content of textbooks has been analyzed for compliance to declared values of school subjects approved in educational standards.

It turns out that history and social science classes teach students models of depersonalized government-citizen interaction. The content analysis shows that, despite the goal of developing conservation values stipulated in educational standards, history classes are mostly focused on self-enhancement values, especially those of power and achievement. The most expressed conservation value is security, which is conveyed through the image of the State as a defender.

Social science classes builds a similar perfect identity based on interaction with the State. However, unlike in the history classes paradigm, the perfect individual here is a passive receiver of goods and services, such as security, order, and various freedoms.

Modernist attitudes stem from literature classes focused on novelty and independence while at the same time preserving traditions. Literature textbooks are dominated by the value of benevolence. The value hierarchy built by literature classes is very likely to play a huge role in socializing the upcoming Russian generation.

DOI: 10.17323/1814-9545-2012-1-93-125

Citation: Okolskaya L. (2012) Zhiznennye tsennosti v uchebnikakh dlya starshey shkoly [Value orientations in textbooks for high school]. Voprosy obrazovaniya / Educational Studies Moscow, no1, pp. 93-125.
BiBTeX
RIS

Скрыть
Раскрыть

Окольская Л. А. 1
  • 1 Институт социологии РАН, Россия, 117218, Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, корп. 5.

Жизненные ценности в учебниках для старшей школы

2012. № 1. С. 93–125 [содержание номера]

Окольская Лидия Александровна — кандидат социологических наук, старший научный сотрудник сектора исследований личности Института социологии РАН, победитель конкурса аналитических работ в области образования на премию им. А.А. Пинского (1-е место, 2011 г.). Эл. адрес: okoli@yandex.ru Адрес: Россия, 117218, Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, корп. 5.

Изложены результаты контент-анализа учебников для старшей ступени среднего образования по предметам социально-гуманитарного цикла. На основе типологии ценностей Ш. Шварца, состоящей из двух ценностных осей («сохранение — открытость изменениям» и «самоутверждение — забота о людях и природе»), исследовано ценностное содержание российской учебной программы. Установлена ценностная специализация разных школьных предметов, определены значения ценностных категорий, свойственные каждому из них. Ценностные приоритеты учебных программ сопоставлены с данными массовых опросов о ценностях россиян. Проанализировано соответствие ценностного материала учебников декларативным ценностям школьных предметов, утвержденным образовательными стандартами.

Установлено, что курсы истории и обществознания предъявляют школьникам модели деиндивидуализированного взаимодействия человека и государства. Вопреки задаче воспитания у учащихся ценностей сохранения, изложенных в образовательных стандартах, курс истории, как показал анализ текстов учебников, направлен на ценности самоутверждения, в особенности власти и достижения. Среди ценностей сохранения наиболее интенсивно выражена апелляция к ценностям безопасности, предъявляемым через образ государства-защитника.

Показано, что курс обществознания предлагает школьникам сходную идеальную идентичность, базирующуюся на взаимоотношениях с государством, но идеальный индивид предстает, в отличие от установок курса истории, пассивным получателем благ и услуг: безопасности, порядка и различных свобод.

Выявлено, что источником модернистских установок является курс литературы, сочетающий акцент на новизне и самостоятельности с поддержанием традиций. Доминирует в учебниках литературы ценность благожелательности. Подчеркивается значение иерархии ценностей курса литературы для социализации нового поколения россиян.

DOI: 10.17323/1814-9545-2012-1-93-125

BiBTeX
RIS

Новости

17 июня 2020

Летняя школа преподавателя на тему «Пять цифровых навыков для дистанта»


15 июня 2020

Журнал «Вопросы образования» индексируется в Q2 Scopus


26 мая 2020

Книги из Библиотеки журнала "Вопросы образования" в подборке "Научиться учить. 10 книг для тех, кто хочет разобраться в теории образования и педагогике"