Hide
Раскрыть

2011. no4

In honour of the jubilee of L.L. Lyubimov

6–10

75th Anniversary of Prof. L. L. Lyubimov

11–26

The author discusses characteristics of public consciousness in Russia, value orientations of the educational community and institutional structure and infrastructure of Russian schools, traditional behavior of participants of educational process which prevent activity-based paradigm from spreading in Russian education.

DOI: 10.17323/1814-9545-2011-4-11-26

27–52

The author analyzes problems and prospects of moral and civic education in Russian schools and considers two different approaches with regard to «value-unfree» or moral education: propaganda, on the one hand, and «open» education — on the other. The first approach involves a simple solution: mass education, integration of verbalized values in school curricula, imposition of unified standards, «spiritual» patterns and imperatives. This paradigm reduces the cultural diversity of society and the differential value orientations and simplifies representations of the structure of the system of values and mechanisms of its formation. The question of educational technologies and methods that would take into account individual experience of students stays behind the scenes. «Spirituality» is identified with religion. The second, «experience-based» approach is grounded on the idea of mediated formation of values — i. e. the formation is a natural process and values are formed through practical activities, experience, thoughts and reflections. The author emphasizes the need to shift the focus from the total forms of moral education to a more dynamic and individualized approach to educational activities.

DOI: 10.17323/1814-9545-2011-4-27-52

53–57

The authors state that it is necessary to create a new cultural paradigm in education based on responsibility as a core value and explore the specific mechanisms of formation of this culture in school environment.

DOI: 10.17323/1814-9545-2011-4-53-57

58–66

The article analyzes one of the major contradictions in the Russian education — the one between growing demands which teachers face in XXI century and very difficult economic and sociopsychological status of teachers in secondary schools. In the context of «pragmatization» and «technocratization» of society, denying the significance of the experience of the Russian intelligentsia as a social stratum and unbalanced relationship between social- and marketoriented elements in education system Russia may lag behind the advanced educational systems based on coherent values and modern teaching techniques. Such a lag would lead (and is already leading) to «dehumanitarization», and then to the dehumanization of society.

DOI: 10.17323/1814-9545-2011-4-58-66

67–78

The author discusses an idea of composing a list of «100 books of Higher School of Economics» as a university canon for a reader and analyzes a long-term publishing project of the Russian Christian Humanitarian Institute called «The Russian way».

DOI: 10.17323/1814-9545-2011-4-67-78

Educational Policies

79–105

DOI: 10.17323/1814-9545-2011-4-79-105

Theoretical and Applied Research

106–123

The authors discuss models presented in papers which are concerned with peer-effects in higher education, and their limitations. Open questions of educational policy and the challenges that they issue for researchers are formulated.

DOI: 10.17323/1814-9545-2011-4-106-123

124–147

Authors present a brief overview of the main results of the international comparative study TEDS-M. Russian final year university students which were going to become qualified primary school teachers and math teachers demonstrated the results in mathematics and methods of teaching mathematics which were above average international rates. Authors show strengths and weaknesses of Russian training programs and reveal differences between graduates results in teacher training colleges and state universities. It was found out that there is a relationship between the quality of education of potential teachers and their attitudes to teaching mathematics — orientation on conceptual models and cognitive-constructivist approach to teaching mathematics or computational model and an approach to teaching which is based on the direct transfer of knowledge.

DOI: 10.17323/1814-9545-2011-4-124-147

148–177

The authors present results of a study which was conducted by the Institute for development of education (Higher school of economics) in 2009–2011 years. The study was concerned with the problem of inequality in education and its aim was to find out the causes of formation of a segment of schools with persistently low educational outcomes, to develop methods and tools to diagnose their problems and deficits and to design programs which could help such schools to turn to efficient mode. The study was based on statistical analysis of data on human and material resources, children achievements and contextual characteristics of 1500 schools in three Russian regions. It also included an in-depth study of a sample of 20 schools. The focus of this study was school educational strategies. Authors used a model of «effective schools» for analysis of school education policy and strategies. The study was carried out in collaboration with the Institute of Education, University of London.

DOI: 10.17323/1814-9545-2011-4-148-177

Practice

178–201

The authors analyze the concept of academic skills in western pedagogy and its equivalents in Russian education. A hierarchical model of academic skills is proposed, which contains three types of skills: academic reading skills, academic writing skills and academic skills of oral presentations. The authors describe efficient methods of applying the model in practice in Russian context. For instance they examine the scheme of academic skills formation at the chair of foreign languages at the Department of World Economy and International Affairs (Higher school of economics).

DOI: 10.17323/1814-9545-2011-4-178-201

How to attract Bernoulli
202–213

The article describes a possible algorithm of employment of a foreign scientist or technical personnel in the Russian university, academic or industrial laboratories. The description is based on the analysis of the modern migration and labor legislation. The author considers that to restore properly stuffed research centers of Russia a routine mechanism for international scientific recruiting is necessary.

DOI: 10.17323/1814-9545-2011-4-202-213

214–230

Competence-based approach in secondary vocational education involves determining the type of future specialists or identification competencies which he or she should have. For this purpose functional analysis of a specialist is used. The author consider that the third-generation approach which is inherent in the educational standards of vocational training is not a competence-based approach. Furthermore, the standards are targeted on the type of a specialist that does not meet the requirements of the labor market. This lead to risks of inadequate training.

DOI: 10.17323/1814-9545-2011-4-214-230

Education Statistics and Sociology

231–244

The article focuses on the basic parameters which describe development of pre-school education in the Russian Federation. Data from the Federal state statistics service (the results of the annual federal statistical observation of the activities of pre-school educational institutions, of consumer prices and construction) is used as a source of information, as well as the Federal Treasury data on the performance of consolidated budget of Russia. Data for 2010 on some indicators are preliminary.

A school and «external» factors
245–267

The author uses statistics and empirical data of sociological studies from the 1960s to the 2000s to show the influence of external factors (economical, political, demographical, and also social policy) on functioning of the school. The result is the sum of several components. Changes in percentage of young people involved in schooling which are following changes in society are shown. School enrollment is analyzed on the basis of data on the transfer between the levels of education by age cohorts. Social nature of dropouts is demonstrated.

DOI: 10.17323/1814-9545-2011-4-245-267

History of Education

268–290

The article is focused on the differences between university statutes of 1803–1804 years which were given to Vilna (or Vilnius) university and Dorpat (or Tartu) university and three Russian universities in Moscow, Kharkov and Kazan. The authors analyze not only the management of universities, but also the faculty of different departments, scientific institutions and funds which were allocated to them.

DOI: 10.17323/1814-9545-2011-4-268-290

Book Reviews and Survey Articles

291–305

The author reviews the monograph which is concerned with international experience of application of standards in pre-school, primary and secondary education, and also in teachers’ education. The reviewer identifies the problem of standardization of school education and emphasizes the relevance of the book in the context of the broad discussion of the new standards for high school. The book is evaluated in terms of its contribution to the issues raised in this debate: the role of modern general education and reasonable limits of its standardization, the limits of schools’ freedom in determining the school curriculum, the relationship between the content of educational standards and their application.

DOI: 10.17323/1814-9545-2011-4-291-305

Reflections on…

306–314

In the current article the author is pushing forward a thesis that supporters and opponents of academic scholarships adhere to different paradigms of education: the western modernist paradigm of education and the Russian paradigm of the state of service class. According to the first one higher education is a right; according to the second — the duty which is imposed by the state and for the fulfillment of which the state is ready to pay. Modern post-soviet higher education system in Russia is an eclectic mix of elements of both models.

DOI: 10.17323/1814-9545-2011-4-306-314

Скрыть
Раскрыть

2011. №4

К юбилею Л.Л. Любимова

6–10

От редакции

2011 год прошел «под знаком» Льва Львовича Любимова, его юбилея. Для нашего журнала ЛЛЛ важен всегда. Как постоянный «вкладчик» новых идей, единомышленник, острый и непримиримый критик, оппонент. В номере, завершающем год, мы представляем подборку тех материалов и тех авторов, которых ЛЛЛ предложил в своем списке. Отчасти получился «венок сонетов». Но только отчасти. Мы не ставим на этом точку. Список открыт, и в последующих номерах мы надеемся продолжить обсуждение широкого диапазона тем, намеченных Любимовым.

11–26

Обсуждаются свойства общественного сознания в России, особенности ценностных ориентаций образовательного сообщества и институционального устройства и инфраструктуры российской школы, традиции поведения участников образовательного процесса, препятствующие распространению деятельностной парадигмы в российском образовании.

DOI: 10.17323/1814-9545-2011-4-11-26

27–52

Анализируются проблемы и перспективы духовно-нравственного, морального и гражданского образования в российских школах. Рассматриваются два противоположных подхода в отношении ценностного воспитания: пропаганда, с одной стороны, и открытое воспитание — с другой. Первый подход связан с простыми решениями: массовизацией воспитания, интеграцией вербализованных ценностей в учебное содержание, насаждением единых стандартов, «духовных» шаблонов и императивов. Такая парадигма рассматривает культурно дифференцированное общество и многообразие ценностных ориентаций редуцированно, в упрощенных представлениях о структуре системы ценностей и механизмах ее становления. За кадром остаются вопросы о педагогических технологиях и методах, которые бы учитывали индивидуальный опыт учащихся. Духовность отождествляется с религиозностью. Второй, «опытный» подход основан на идее опосредованного формирования ценностей, т. е. естественного, протекающего в процессе практической деятельности, переживания, размышления и рефлексии. Подчеркивается необходимость смещения фокуса с тотальных форм нравственного воспитания на более динамичный индивидуализированный подход к воспитательной деятельности.

DOI: 10.17323/1814-9545-2011-4-27-52

53–57

Авторы считают необходимым выстраивание в образовании новой культурной парадигмы, основанной на ответственности как интегральной ценности. Рассматриваются конкретные механизмы формирования культуры ответственности в школьной среде.

DOI: 10.17323/1814-9545-2011-4-53-57

58–66

Статья посвящена анализу одного из основных противоречий в российском образовании — между растущими требованиями к учительскому корпусу, обусловленными вызовами XXI в., и крайне тяжелым экономическим положением и социально-психологическим состоянием педагогов средних школ. В условиях технократизации и прагматизации общества, отрицания значимости опыта российской интеллигенции как социального слоя, нарушения баланса социального и рыночного в школьном образовании Россия рискует отстать от передовых образовательных систем, основанных на согласованных ценностях и современных педагогических технологиях. Такое отставание приведет (и уже приводит) к дегуманитаризации, а затем и к дегуманизации общества.

DOI:10.17323/1814-9545-2011-4-58-66

67–78

Обсуждается идея создания списка «100 книг ВШЭ» как университетского читательского канона. Анализируется многолетний издательский проект Русской христианской гуманитарной академии «Русский путь».

DOI: 10.17323/1814-9545-2011-4-67-78

Образовательная политика

79–105

Содержание

Движущие силы реформы целостной системы США и Австралия

Фокусирование усилий на отчетности вместо построения потенциала

Качество индивидуальной работы вместо команды

Технологии вместо педагогики

Фрагментарность вместо системности

DOI: 10.17323/1814-9545-2011-4-79-105

Теоретические и прикладные исследования

106–123

Обсуждаются модели, лежащие в основе работ, посвященных эффектам сообучения в высшем образовании, и их ограничения. Формулируются открытые вопросы образовательной политики и те задачи, которые они ставят перед исследователями.

DOI: 10.17323/1814-9545-2011-4-106-123

124–147

Представлен краткий обзор основных результатов международного сравнительного исследования TEDS-M. Российские студенты последнего курса вузов, получающие квалификацию учителя начальной школы и учителя математики, продемонстрировали результаты по математике и методике преподавания математики, превышающие средние международные показатели. Показаны сильные и слабые стороны профессиональной подготовки российских выпускников. Выявлены различия в результатах выпускников педагогических вузов и госуниверситетов. Обнаружена связь качества педагогической подготовки будущих учителей с их установками в отношении преподавания математики — ориентацией на концептуальную модель и когнитивно-конструктивистский подход к обучению математике или на вычислительную модель и подход к обучению, основанный на прямой передаче знаний.

DOI: 10.17323/1814-9545-2011-4-124-147

148–177

Представлены результаты исследования, проводившегося Институтом развития образования НИУ ВШЭ в течение двух лет, в 2009–2011 гг. Целью исследования, посвященного проблеме неравенства в образовании, было установить причины формирования сегмента школ с устойчиво низкими образовательными результатами, разработать методы и инструменты, позволяющие диагностировать их проблемы и дефициты, спроектировать модельные программы, обеспечивающие переход школы в эффективный режим работы. Исследование опиралось на статистический анализ широкого массива данных, касающихся кадровых и материальных ресурсов, учебных результатов, контекстных характеристик 1500 школ в трех регионах РФ. Оно включало также углубленную диагностику выборки из 20 школ, в фокусе которой были школьные образовательные стратегии. Для анализа школьной образовательной политики и стратегий применялась модель эффективной школы. Исследование осуществлялось в сотрудничестве со специалистами Института образования Лондонского университета.

DOI: 10.17323/1814-9545-2011-4-148-177

Практика

178–201

Исследование основано на гипотезе о том, что выстраивание определенной иерархической модели academic skills позволяет систематизировать имеющиеся в западной науке подходы и описать эффективные методы применения модели на практике с учетом российских реалий.

DOI: 10.17323/1814-9545-2011-4-178-201

202–213

На основе анализа современного миграционно-трудового законодательства охарактеризован возможный алгоритм трудоустройства иностранного ученого или инженерно-технического работника в российских вузовских, академических и отраслевых лабораториях. Автор считает, что восстановить полноценное кадровое наполнение исследовательских центров России можно, только используя в числе прочих механизм рутинного международного научного рекрутинга.

DOI: 10.17323/1814-9545-2011-4-202-213

214–230

Реализация компетентностного подхода в среднем профессиональном образовании предполагает определение типа будущего специалиста, выявление и формулировку перечня компетенций, которыми он должен обладать. Для этого используется функциональный анализ профессиональной деятельности специалиста. По мнению автора, лежащий в основе образовательных стандартов СПО III поколения подход компетентностным не является. Кроме того, стандарт ориентирован на тип специалиста, не соответствующий требованиям рынка труда к работникам среднего звена, что оборачивается риском подготовки некомпетентных специалистов.

DOI: 10.17323/1814-9545-2011-4-214-230

Статистика и социология образования

231–244

Приводятся основные показатели, характеризующие в динамике развитие сферы дошкольного образования в Российской Федерации. В качестве источника информации использованы материалы Федеральной службы государственной статистики (результаты ежегодных федеральных статистических наблюдений за деятельностью дошкольных образовательных учреждений, за потребительскими ценами, за строительством), а также данные Федерального казначейства об исполнении консолидированного бюджета РФ. Данные за 2010 г. по отдельным показателям явля- ются предварительными.

Материал подготовлен старшим научным сотрудником Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ В.И.Кузнецовой.

Школа и «внешние» факторы
245–267

Константиновский Давид Львович - доктор социологических наук, руководитель Центра социологии образования, науки и культуры Института социологии РАН. Email: scan21@mail.ru

На статистических материалах и данных эмпирических социологических исследований с 1960?х по 2000?е годы прослеживается влияние на функционирование школы внешних воздействий: экономических, политических, демографических факторов, а также мер по социальному управлению. Результат оказывается итогом сочетания нескольких составляющих. Показаны изменения в охвате молодежи школьным образованием в нашей стране, следующие за переменами в социуме. Формирование охвата школьным образованием исследуется на основании сведений о прохождении ступеней образования возрастными когортами. Продемонстрирован социальный характер выбытия из классов школы.

 DOI: 10.17323/1814-9545-2011-4-245-267

Из истории образования

268–290

Рассматриваются различия между университетскими уставами 1803–1804 гг., данными двум «иностранным» — Виленскому и Дерптскому — и трем русским университетам: Московскому, Харьковскому и Казанскому. Анализируется не только управление университетами, но и профессорско-преподавательский состав по кафедрам, научные заведения университетов и средства, на них выделяемые.

DOI: 10.17323/1814-9545-2011-4-268-290

Книжные обзоры и рецензии

291–305

В монографии, посвященной зарубежному опыту применения стандартов в общем, дошкольном и педагогическом образовании, рецензент выделяет прежде всего проблему стандартизации школьного образования, подчеркивая актуальность книги в связи с острой дискуссией о новых стандартах для средней школы. Содержание книги оценивается с точки зрения ее вклада в решение вопросов, поднятых в ходе этой дискуссии: о смыслах современного общего образования и допустимых границах его стандартизации; о пределах свободы школы в определении содержания образования; о соотношении содержания образовательных стандартов и их применения.

DOI: 10.17323/1814-9545-2011-4-291-305

Размышления о ...

306–314

Автор считает, что сторонники и противники существования академической стипендии представляют две разные парадигмы образования: западную парадигму образования модернистского государства и российскую — служилого авторитарно-сословного государства. Согласно первой высшее образование — это право, согласно второй — обязанность, которую накладывает государство и за выполнение которой оно готово платить. Современная постсоветская система высшего образования в России представляет собой эклектичное конфликтогенное смешение элементов обеих моделей.

DOI: 10.17323/1814-9545-2011-4-306-314

Новости

26 мая 2020

Книги из Библиотеки журнала "Вопросы образования" в подборке "Научится учится. 10 книг для тех, кто хочет разобраться в теории образования и педагогике"


06 мая 2020

Журнал будет индексироваться в научных базах данных на платформе EBSCOhost ™


09 апреля 2020

Приглашаем к обсуждению актуальных тем в Facebook