Hide
Раскрыть

2010. no4

Theoretical and Applied Research

5–29

The article deals with basic specific institutional features of professional training in coordinated and liberal economies. The author thinks that the specifics of labor market institutes have become one of the basic factors that shape models of professional training. One of the principle directions of evaluation of these models is checking whether they are up to challenges of the modern economy. The mechanisms of providing of education services in various countries is primarily determined by the choice of funding sources, the ratio between general and specialized knowledge, and specifics of the knowledge certification systems.

DOI: 10.17323/1814-9545-2010-4-5-29

30–53

The article presents first results of the Monitoring of educational and labor trajectories of high school and university graduates. This project has been launched by HSE in 2009. The research group has conducted surveys among university students in their last year studies in two regions of Russia. The purpose has been to determine individual indicators that would best predict changes in the educational and professional trajectory. There have been determined groups of students for whom the probability to change career after the graduation is particularly high. The article discusses the significance of the chosen independent variables as concerns the two main reasons for a trajectory change: lack of certainty in the professional career in the last year of studies and low academic achievements of students. The future possibilities of the launched study are discussed.

DOI: 10.17323/1814-9545-2010-4-30-53

Practice

54–69

The article argues for a new technology in teaching students of state and municipal management. The method is based on direct observation and description of management practices by students who lack any systematic research skills (the «naive observer» method). The authors ague that the use of this method allows to solve two types of problem at once: a pedagogical one and a scientific one. Students observe, and provide a description of, facts of the Russian provincial life without any interpretation whatsoever, which allows to obtain a picture of the social life that is closer to the reality than the one obtained by use of interpretational schemes of sociologists and journalists. It is only the latter picture that is currently used by the authorities as a basis for management decisions and for developing projects of social changes.

DOI: 10.17323/1814-9545-2010-4-54-69

70–84

Cultural differences between the business community and the academia, the two major spheres of modern public life, are under scrutiny in this paper. In particular, specifics of their transformations under conditions of knowledge economy are addressed. A number of expert focused interviews have been conducted, in which the multilayer causal analysis method has been applied in order to find out which barriers prevent constructive dialogue between the science community and the business, as well as demands of these two society sectors to each other. The author formulates principles of interaction for representatives of academia and business in profit making innovation projects.

DOI: 10.17323/1814-9545-2010-4-70-84

85–100

The necessity to introduce computers at schools is dictated by objective social processes. In order to introduce computer enhanced teaching practices and to preserve their leading role in the process of teaching, a teacher must combine a high level of pedagogical skills with thorough mastery of information technologies. The education modern teachers should include the inoculation of the following skills: an ability to quickly and objectively evaluate digital teaching resources, an ability to plan and schedule a class that uses computer and information technologies, and to create interactive learning environment.

DOI: 10.17323/1814-9545-2010-4-85-100

Education Statistics and Sociology

101–121

The article presents the results of a monitoring of the academic level of the students who got admitted to universities in the summer of 2010. The authors estimate the average Unified State Examination grade of those who got admitted via competition of their USE grades. The data thus obtained are used to analyze the tendencies in the development of the higher education system. Specifically, the following questions are addressed: which programs are most on the demand, which university get the best prepared students, what is the breakdown of preferences of olympiad winners across universities, who are entitled to be admitted bypassing the competition, and what are specific features of the admission at universities that have received state support.

DOI: 10.17323/1814-9545-2010-4-101-121

122–149

Presented is a flow chart of students in the Russian education system in 2008. Shown are the flows between the main education levels as well as between the education system and the labor market. The chart can serve as a useful tool in analyzing the structure of demand for specific education levels and of education trajectories, as well as for estimating the funding needs of education system. The author provides a detailed analysis of the sources used to develop the chart, including a discussion of their specific features and limitations.

DOI: 10.17323/1814-9545-2010-4-122-149

Discussion

Mediafaculty of the future. Session of the Center for media studies, Institute of culture history, September 22–23, 2010.
160–181

The Institute of culture history in Moscow has opened a Center for media studies, whose puprose is to intensify the scientific exchange between Russian and Europen experts on media education. The first session took place on September 22 and 23, 2010. The topics discussed there included university training of experts on mass media according to the demands of the field, perspectives of participation in the Bologna process, and publishing specialized literature on theory and sociology of communications.

DOI: 10.17323/1814-9545-2010-4-160-181

History of Education

182–196

The emergence of the Soviet university system is considered in the light of language practices that reproduced and maintained it. It is claimed that the nucleus of these practices is constituted by the discourses of military mobilization and of planning. These types of discourse show considerable stability during 1920s and 1930s. The article widely uses unpublished materials from the MSU Archive and publications of the period.

DOI: 10.17323/1814-9545-2010-4-182-196

Reflections on…

New meritocrats
197–203

DOI: 10.17323/1814-9545-2010-4-197-203

Lecons americaines
204–226

DOI: 10.17323/1814-9545-2010-4-204-226

227–246

The Singapore education system was created nearly from the scratch, and in the last 45 years it managed to reach a high level of efficiency and international recognition. Singapore school students routinely show the best results in international knowledge tests. Singapore has left behind developed countries in the quality of the education institution development, its educational infrastructure is compact and well integrated into the overall economic structure. The article summarizes the findings of a working visit of a group of senior education managers from Tatarstan to Singapore. It lays out the main stages of development of the education system in this country. A particular emphasis is given to the specifics of the administrative work and education management.

DOI: 10.17323/1814-9545-2010-4-227-246

247–267

Introduction of new technologies into production process has provoked various changes on the labor market: creation and demand increase for one professions and destruction of another jobs. Such situation issues the challenges for the education system in a whole and for professional education in particular. The paper looks how foreign countries solved problems concerning creation of applied programs of professional education, reasons the necessity for introduction of similar programs in Russian practice and analyzes possible options for its introduction.

DOI: 10.17323/1814-9545-2010-4-247-267

Practice

268–279

Since early 1990s, Kazakhstan reforms the higher education. The main direction of the reform are similar to those in Russia: introduction of a unified testing system for admission to universities, aggregation of universities, partial transfer of education functions to private institutions, reduction of state supported student vacancies at state universities, and introduction of education credits. These transformations have been almost finished in this country. The experience and the results might be interesting and useful for Russia as well.

DOI: 10.17323/1814-9545-2010-4-268-279

280–290

The situation with the professional training and labor market in Tatarstan and Bashkortostan is rather similar to that in other regions of Russia. The article considers the measures taken in these regions in order to coordinate the professional training system with demands of the labor market. These measures include the creation of systemic educational complexes, innovation centers, and an increase in inventory of programs at professional training institutions.

291–306

The article describes results of a study of organizational culture in a number of leading Russian and American universities. It is shown in which way the organizational culture affects the activities of a university, and how it can be improved in order to benefit the activities.

DOI: 10.17323/1814-9545-2010-4-291-306

307–318

The article suggest a break up of the development of the project methods into consecutive stages, and analyzes the emergence of the method in national and foreign teaching practices.

DOI: 10.17323/1814-9545-2010-4-307-318

Book Reviews and Survey Articles

319–323

The book authored by an outstanding pianist and teacher, a doctor of arts, is regarded by the reviewer as a guide in life, rather than just a textbook on music.

DOI: 10.17323/1814-9545-2010-4-319-323

Скрыть
Раскрыть

2010. №4

Теоретические и прикладные исследования

5–29

Рассмотрены основные институциональные особенности систем первичной профессиональной подготовки в координируемых и либеральных экономиках. Автор считает, что специфика институтов рынка труда стала одним из главных факторов, формирующих ту или иную модель профессиональной подготовки. Одно из главных направлений оценки этих моделей — насколько адекватны они вызовам современной экономики. Механизм предоставления образовательных услуг в отдельных странах определяется в первую очередь выбором источника финансирования, соотношением между общими и специальными знаниями, особенностями организации системы сертификации полученных знаний.

DOI: 10.17323/1814-9545-2010-4-5-29

30–53

Представлены первые результаты Мониторинга образовательных и трудовых траекторий выпускников школ и вузов, начатого Государственным университетом — Высшей школой экономики в 2009 г. С целью определить индивидуальные характеристики, наилучшим образом предсказывающие изменения в образовательной и профессиональной траектории, опрошены студенты выпускных курсов высших учебных заведений двух регионов РФ. Выделены группы учащихся, которые с наибольшей вероятностью сменят образовательную и профессиональную карьеру, начатую в вузе. Обсуждается значимость отобранных независимых переменных в отношении двух основных причин изменения траектории: неуверенности в профессиональной карьере на последнем году обучения и низких академических достижений студентов. Рассматриваются перспективы начатого исследования. 2009 г. С целью определить индивидуальные характеристики, наилучшим образом предсказывающие изменения в образовательной и профессиональной траектории, опрошены студенты выпускных курсов высших учебных заведений двух регионов РФ. Выделены группы учащихся, которые с наибольшей вероятностью сменят образовательную и профессиональную карьеру, начатую в вузе. Обсуждается значимость отобранных независимых переменных в отношении двух основных причин изменения траектории: неуверенности в профессиональной карьере на последнем году обучения и низких академических достижений студентов. Рассматриваются перспективы начатого исследования.

DOI: 10.17323/1814-9545-2010-4-30-53

Практика

54–69

Представлено обоснование новой образовательной технологии в области государственного и муниципального управления, основанной на методологии непосредственного наблюдения и описания местных управленческих практик студентами, систематически не подготовленными к научной деятельности (методология «наивного» наблюдателя). Использование такого подхода позволяет решать, по мнению авторов, одновременно две задачи: учебно-методическую и научную. Студенты ведут наблюдения и делают описания фактов российской провинциальной жизни без какой-либо интерпретации, что позволяет приобрести компетенции практического муниципального управления и получить картину социальной жизни, близкую к реальности и отличную от интерпретационных схем социологов и журналистов, на основе которых власть обычно и принимает управленческие решения и разрабатывает проекты социальных преобразований.

DOI: 10.17323/1814-9545-2010-4-54-69

70–84

Рассматриваются культурные различия бизнес-среды и академического сообщества как двух крупнейших областей современной общественной жизни, особенности их трансформаций в условиях экономики знаний. Проведена серия экспертных фокусированных интервью с деятелями науки и бизнеса с применением метода многослойного причинного анализа с целью оценки барьеров, препятствующих конструктивному диалогу между наукой и бизнес-средой, а также требований, которые предъявляют друг к другу представители этих сфер общества. Сформулированы принципы совместной работы представителей академической среды и бизнеса над инновациями, приносящими прибыль.

DOI: 10.17323/1814-9545-2010-4-70-84

85–100

Необходимость информатизации диктуется объективными социальными процессами. Чтобы внедрять инновационные преподавательские практики и сохранить за собой лидирующую роль в учебном процессе, учитель должен сочетать педагогическую компетентность с высокой информационной культурой. Подготовка современного преподавателя должна предусматривать развитие навыка быстро и объективно оценивать цифровые образовательные ресурсы; умения планировать и хронометрировать урок, проводимый с использованием ИКТ; формировать интерактивную учебную среду.

DOI: 10.17323/1814-9545-2010-4-85-100

Статистика и социология образования

101–121

Представлены результаты мониторинга уровня подготовки студентов, поступивших в российские вузы летом 2010 г. Оценивался средний балл зачисленных на конкурсной основе (по результатам конкурса баллов ЕГЭ). На основании полученных данных анализируются тенденции развития системы высшего образования: какие специальности пользуются наибольшим спросом; в какие вузы поступают наиболее подготовленные абитуриенты; как распределились предпочтения победителей олимпиад, имеющих право поступать в вуз вне конкурса; в чем специфика приема студентов в вузах, получивших дополнительную господдержку.

DOI: 10.17323/1814-9545-2010-4-101-121

122–149

Предлагается карта движения обучавшихся в системе образования РФ в 2008 г. Показаны потоки между основными уровнями образования, а также между системой образования и рынком труда. Карта может служить полезным инструментом для анализа структуры спроса по уровням образования, образовательных траекторий, а также для оценки потребностей системы образования в финансировании. Подробно анализируются источники информации, послужившие базой для разработки карты, их особенности и ограничения.

DOI: 10.17323/1814-9545-2010-4-122-149

Дискуссия

150–159

Медиафакультет будущего. Круглый стол, Центр медиаисследований при Институте истории культур, сентябрь 2010 г.
160–181

При Институте истории культур в Москве открылся Центр медиаисследований, созданный с целью активизировать научный обмен между российскими и европейскими специалистами в области медиаобразования. Среди тем первой сессии, которая прошла 22–23 сентября 2010 г., были подготовка специалистов по массмедиа в вузах в соответствии с требованиями отрасли, перспективы участия в Болонском процессе, а также проблемы издания специальной литературы по теории и социологии коммуникаций.

DOI: 10.17323/1814-9545-2010-4-160-181

Из истории образования

182–196

Формирование советской университетской системы рассматривается с точки зрения поддерживавших и воспроизводивших ее языковых практик. Утверждается, что ядром данных практик являлся военно-мобилизационный и плановый дискурс, который обнаруживает значительную устойчивость на всем протяжении 1920?х и 1930?х годов. Широко используются неопубликованные материалы Архива МГУ и печатные издания того времени.

DOI: 10.17323/1814-9545-2010-4-182-196

Размышления о ...

197–203

Тони Джадт (1948–2010) — известный британский философ, интеллектуал, специалист по новейшей истории европейских стран. Профессор Нью-Йоркского университета, директор- учредитель Института Ремарка, одна из главных целей которого — способствовать сближению между американцами и европейцами. В 1996 г. Джадт стал членом Американской академии наук и искусств. В 2008 г. получил европейскую премию за книгу «После войны», посвященную политическим и духовным процессам в послевоенной Европе. В 2009 г. он получил премию Оруэлла «за беспримерный вклад в развитие британской политической мысли». Тони Джадт — автор книг Identity politics in a multilingual age (2004); Postwar: A history of Europe since 1945 (2005); Reappraisals: Reflections on the identity politics (2008). О чем бы ни писал Джадт, во всех его работах присутствует одна из ключевых тем: сложные конфликты и парадоксы европейской истории, которые стали еще острее и поставили новые проблемы после 1989 г. По мысли Джадта, их можно решать только сообща, в содружестве Восточной, Западной Европы и России. Джадт создал целую школу, воспитал молодых исследователей. Его ученики вспоминают Джадта как одного из самых любимых, культовых преподавателей, внимательного и требовательно-жесткого, одаренного лектора, способного увлечь даже самых равнодушных.

Мы публикуем мемуарный очерк покойного историка. Сегодняшний читатель найдет в нем бесценный опыт точного самоанализа, объясняющий непростой путь в науку. Это последний текст ученого, написанный им, вернее записанный и расшифрованный его помощником, когда Джадт уже не мог двигаться, когда с каждым днем сужалось пространство его жизни, но оставалось одно — мысль, работающая по-прежнему ясно и бесперебойно. Материал опубликован через неделю после смерти Джадта в августовском номере журнала The New York Review of Books, с которым профессор Тони Джадт постоянно сотрудничал без малого четыре десятилетия.

DOI: 10.17323/1814-9545-2010-4-197-203

204–226

DOI: 10.17323/1814-9545-2010-4-204-226

227–246

Система образования Сингапура была создана практически с нуля и за последние 45 лет смогла достичь высокого уровня эффективности и мирового признания. Сингапурские школьники стабильно показывают лучшие результаты в международных тестах знаний. Сингапур обгоняет развитые страны по качеству функционирования образовательных институтов, его образовательная инфраструктура компактна и отлично интегрирована в структуру экономики. В статье, написанной по итогам рабочего визита делегации руководителей образования Республики Татарстан в Сингапур, представлены основные этапы развития образовательной системы в этой стране. Особый акцент сделан на особенностях администрирования и управления образованием.

DOI: 10.17323/1814-9545-2010-4-227-246

247–267

Внедрение новых технологий в производство вызвало изменения на рынке труда: возникновение и рост спроса на одни профессии и исчезновение других. Существующая система среднего профессионального образования не справляется с задачей подготовки кадров по специальностям, объединяющим освоение практических навыков и теоретическое обучение. Рассматривается опыт зарубежных стран по созданию практикоориентированных программ профессионального обучения, обосновывается необходимость введения аналогичных программ в российскую систему образования и анализируются варианты их внедрения.

DOI: 10.17323/1814-9545-2010-4-247-267

Практика

268–279

С начала 1990?х годов Республика Казахстан проводит реформу высшей школы. Основные ее направления аналогичны российским: введение единого тестирования при поступлении в вузы, укрупнение университетов, передача части функций по обеспечению страны специалистами с высшим образованием частным учебным заведениям, сокращение бюджетных мест в государственных вузах, внедрение кредитных технологий в учебный процесс. И эти преобразования в республике практически уже завершены. Опыт их осуществления и результаты могут оказаться интересными и полезными для России.

DOI: 10.17323/1814-9545-2010-4-268-279

280–290

Состояние системы профобразования и положение на рынке труда в Татарстане и Башкортостане имеют много общих черт с ситуацией в других регионах России. Рассматриваются используемые в данных субъектах Федерации меры по согласованию системы профессиональной подготовки с потребностями рынка труда: создание системных образовательных комплексов, инновационных центров, расширение номенклатуры специальностей в учебных заведениях профобразования.

291–306

Описываются результаты исследования организационной культуры российского и американского университетов, занимающих лидирующие позиции в системах высшего образования своих стран. Показано, как организационная культура влияет на деятельность университета и каким образом ее можно использовать для совершенствования этой деятельности.

DOI: 10.17323/1814-9545-2010-4-291-306

307–318

Предлагается периодизация этапов развития метода проектов, анализируется становление данного метода в отечественной и зарубежной педагогике.

DOI: 10.17323/1814-9545-2010-4-307-318

Книжные обзоры и рецензии

319–323

Книга, написанная выдающимся пианистом и педагогом, доктором искусствоведения, рассматривается не только как учебник по музыке, но и как руководство для жизни.

DOI: 10.17323/1814-9545-2010-4-319-323

Новости

10 сентября 2020

В Библиотеке журнала «Вопросы образования» вышла новая книга «Почему ученики не любят школу?» Дэниела Уиллингема


31 августа 2020

В Библиотеке журнала «Вопросы образования» издана книга дэны бойд «Все сложно. Жизнь подростков в социальных сетях»


07 августа 2020

Планируется тематический выпуск о влиянии пандемии на сферу образования