Hide
Раскрыть

2010. no3

Theoretical and Applied Research

6–31

Translated from english

32–47

Translated from German by E.Borisov

48–74

The problem of value neutrality of science is considered on the basis of works by Leo Tolstoy and Max Weber. In the first part of the article, the statements on the value neutrality of scientific knowledge and university teaching by Weber and Tolstoy are made explicit and analyzed in a comparative perspective. In the second part, the central problem of Tolstoy and Weber, that is, a rational choice of the value paradigm, is studied systematically. Differences in their assumptions and conclusions are shown. In the third part, a historical commentary to the context of Tolstoy’s and Weber’s works is given. The works are treated as episodes in a wider modern history of the value neutralization of the scientific knowledge and university teaching. The specifics of this process are tightly connected with the fundamental principles of the modern research university (the Humboldtian model of university).

75–91

This is a theoretical sociological survey. The academic autonomy is considered as a metaphor symbolically defining the borders of the university space. The historical survey deals with the transformations of the academic autonomy in the USSR and Russia. Described are current institutional and global threats to the academic autonomy.

Practice

92–101

The article analyzes the practices of two Chinese higher education institutions: Xinjian College (private) and Jiaying University (state-run) as concerns the hiring, working conditions, and motivation, of foreign teachers, and specifics of teaching English as a foreign language. The experience of Chinese colleges (represented from the viewpoint of an involved observer) is of interest for Russian colleges, because currently the latter tend to hire foreign teachers more frequently.

102–114

The article suggests ways to use definitions from official education standards as a basis for evaluation of the education results. Proposed are more precise definitions for the notions used in the third generation education standards to describe the skill results of education. Based on this, the authors propose principled models of Bachelor graduates and lays out principled approaches to higher education results evaluation in the framework of the proposed models in the context of summarized evaluation.

115–134

The article considers prerequisites and methodological presumptions inherent in the notion of quality culture, and argues for the necessity to more systematically include quality teaching maintenance in this notion. Presented are the goals, methods, and basic results of the first project «Supporting Quality Teaching in Higher Education» carried out by the «Institutional Governance in Higher Education» OECR program. On the basis of the colleges participating in the program, the article considers priority directions in the ensuring of the quality teaching, as well as the background and context of the development of various moves to ensure the quality teaching, and describes its participants and mechanisms. The outcomes of the participation of HSE in the first stage of the project are laid out.

135–151

We consider a variety of programs for training computer and information technology experts, and analyze the structure of knowledge of IT experts of various types. With the help of cluster analysis, we have established three clusters of programs, which we chose to call «mathematician/programmer», «engineer/programmer», and «system administrator». We determine didactic units related to each module of the training and obtain expert evaluation of the coverage of the modules by the didactic units. We propose a didactic structure for the training of IT experts. It includes a description of the required overall knowledge and of the requirements on the professional training level.

Education Statistics and Sociology

152–194

The article presents a statistical characterization of the technical infrastructure of general and professional education institutions (availability of modern computers, internet access and parameters of the latter), as well as estimates of the use of information and communication technologies by teachers in Russia and federal subjects of Russia in the academic years 2006/2007–2009/2010. Some Russian indicators are compared to those of European Union countries. As the information source, the authors used data of federal observations of the Russian Federal Service for Government Statistics (Rosstat) on the education statistics, methodological and analytical findings of the Institute of Statistical Studies and Economics of HSE, as well as materials of the Monitoring of the Education Economy, conducted by HSE on behalf of the Education and Science Ministry of Russia.

195–212

Using the data of a sociological survey conducted in the Republic of Saha (Yakutia), the author analyzes the influence of education as a social institution on the process of the socio-cultural adaptation of an individual. Stressed is the important role of the education system in the situation when the behavior models of the parent generation cannot satisfy the adaptive needs of an individual.

Discussion

213–243

The final seminar of the series Recent Studies and Developments in Education in the academic year 2009/2010 was traditionally dedicated to the memory of A. A. Pinsky. The discussed topics were chosen by interviewing experts as the most important changes in the education system that occurred in 2009/2010.

1. Adopting the second generation standards for the primary school.

2. Admission to all higher education institutions on the basis of the Unified State Examination (USE) results.

3. Legislation of the law on the new legal status of educational institutions.

Practice

243–257

Considered are reasons of the wide spread of the plagiarism in students, as well as advantages and disadvantages of the principal means of fighting itm and the specifics of the current situation in the Russian higher education. The author believes that it is necessary to take urgent and drastic measures, including the standardizing of sanctions against plagiarists, encouragement of teachers who fight plagiarism, and creation of nationwide online service controlling student qualification papers.

258–264

Discussed are specific traits of the evaluation of schools and students’ education achievements, as well as the specifics of the recruitment of teachers in Finland. Those are considered as factors improving the education quality.

265–283

Pedagogical observations and an analysis of data on the recent academic achievements show that by the middle of the basic school course (in the seventh and in particular in the eighth year) the academic achievement drastically decreases. It is shown that the learning results are directly connected with the development of information skills in students. The lack of ability to extract necessary information from various types of sources and the lack of academic independence decrease the preparedness of a student to self educate. The same tendencies show in the PIRLS and PISA results nationwide. There are discussed possible measures to improve information skills in students, as a part of implementation of the «Lifelong learning» school education project. The article proposes ways of work with texts that would allow to improve the learning results of 12–14 year old students.

Book Reviews and Survey Articles

284–292

Review of the textbook: O. N. Zhuravleva, T. I. Pashkova, D. V. Kuzin.

Russian History: 10th Year. Textbook for High Schools. Ed. by R.Sh. Ganelina, Corresponding Member of RAS. Moscow: Ventana-Graf, 2008.

293–299

Review of the textbook: L. N. Bogolyubov, A.Yu. Lazebnikova. Man and Society. Social sciences. Textbook for 10th–11th Year High School Students. In 2 parts. Moscow, Prosveshchenie, 2006.

Скрыть
Раскрыть

2010. №3

Теоретические и прикладные исследования

6–31

Нашим читателям хорошо известно имя сэра Майкла Барбера — одного из ведущих мировых специалистов по образовательной политике. Он имеет колоссальный опыт не только как учитель или университетский профессор, но и как организатор системы образования. Он руководил реформами кабинета Тони Блэра в области социальных услуг (включая образование), консультировал многие правительства по вопросам совершенствования образования через ведущую мировую консалтинговую компанию McKinsey. В настоящее время сэр Барбер продолжает свою консультационную деятельность, руководит международным комитетом по развитию образования в Пакистане, является профессором государственного управления в Высшей школе экономики в Москве, где ведет курс «Обеспечение качества социальных услуг». Его доклад «Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах. Уроки анализа лучших систем школьного образования мира», опубликованный в «Вопросах образования» в 2008 г., вызвал огромный интерес читателей. Он был результатом новаторской аналитической работы, проделанной компанией McKinsey. Доклад отвечал на вопрос: что отличает хорошие образовательные системы? После публикации доклада группа сэра Барбера задалась вопросом о том, как должны развиваться те образовательные системы, которые уже достигли хорошего качества обучения. 7 июля 2009 г. министр образования Сингапура организовал дискуссию в формате международного круглого стола по вопросам образования. В ней приняли участие министры образования и руководители шести школьных систем: провинции Альберта (Канада), Гонконга, Китайской Народной Республики, Швеции, Соединенных Штатов Америки и штата Виктория (Австралия). McKinsey & Company выступила фасилитатором этой дискуссии. Сопредседателями круглого стола были министр образования Сингапура Нг Энг Хен и сэр Майкл Барбер. Участники форума рассмотрели опыт ведущих мировых школьных систем, находящихся на переднем крае образовательных реформ. В ходе дискуссии представители этих систем получили возможность обсудить вызовы, с которыми они сталкиваются, решения, которые они принимают, и опыт, который они извлекают в процессе реформирования. Участники круглого стола стремились понять, каким образом в следующем десятилетии их хорошо функционирующие системы могут стать высокоэффективными. Данная статья представляет собой синтез дискуссий этого международного круглого стола.

32–47

48–74

В первой части статьи эксплицируется содержание тезисов Макса Вебера и Льва Толстого о ценностной нейтральности научного знания и университетского преподавания и проводится их сравнительный анализ. Во второй части осуществляется систематическое исследование центральной проблемы Толстого и Вебера — проблемы рационального выбора ценностной установки — и демонстрируется различие предпосылок и выводов их рассуждений. В третьей части дан исторический комментарий к контексту появления работ Толстого и Вебера, которые определяются как эпизоды более широкой современной истории ценностной нейтрализации научного знания и университетского преподавания, специфика которой тесно связана с фундаментальными принципами современного исследовательского университета (гумбольдтовской модели университета).

75–91

Теоретико-социологический обзор. Академическая автономия рассматривается как образ, символически определяющий границы университетского пространства. Исторический экскурс посвящен трансформациям академической автономии в СССР и России. Дана характеристика современных институциональных и глобальных угроз академической автономии.

Практика

92–101

Анализируется практика двух китайских вузов — частного колледжа Синцзянь (Xinjian College) и государственного университета Цзяин (Jiaying University) — в отношении найма, условий работы и мотивации преподавателей-иностранцев, а также особенности преподавания английского языка как иностранного. Опыт китайских вузов, представленный с точки зрения включенного наблюдателя, интересен для российских учебных заведений, все чаще в последнее время нанимающих зарубежных специалистов.

102–114

Показаны способы операционализации для целей оценивания образовательных результатов формулировок стандартов (проектов стандартов) подготовки бакалавров. Уточняются понятия, используемые в стандартах третьего поколения для описания компетентностных результатов обучения. На этой основе рассмотрены принципиальные модели выпускника бакалавриата. Описаны подходы к оценке результатов высшего образования в рамках предложенных моделей в ситуациях суммирующего оценивания.

115–134

Рассматриваются предпосылки и методологические основы формирования понятия «культура качества» и обосновывается необходимость более последовательного и системного включения в это понятие аспектов деятельности вузов, связанных с поддержкой качественной и эффективной педагогической деятельности. Представлены цели, методология и основные результаты первого этапа проекта «Поддержка качества преподавания в высшем образовании», реализуемого программой ОЭСР «Институциональное управление в высшем образовании». На примере вузов — участников проекта рассмотрены приоритетные направления обеспечения качества преподавания, причины разработки различных инициатив по обеспечению качества преподавания, их участники и механизм реализации. Представлены результаты участия ГУ–ВШЭ в первом этапе данного проекта.

135–151

Рассматривается спектр направлений подготовки специалистов по информатике и информационным технологиям, анализируется структура совокупности знаний ИТ-специалистов разных категорий. На основе кластерного анализа выделены три кластера близких по содержанию подготовки направлений и специальностей, условно названные «математик-программист», «инженерпрограммист» и «системный администратор». Установлены дидактические единицы, относящиеся к каждому из блоков подготовки, получены экспертные оценки покрытия блоков дидактическими единицами. Разработана дидактическая структура содержания подготовки ИТ-специалистов, содержащая описание совокупности знаний и требований к уровню профессиональной подготовки.

Статистика и социология образования

152–194

В статье приводится статистическая характеристика технической инфраструктуры общеобразовательных учреждений и учреждений профессионального образования (оснащение современной компьютерной техникой, использование Интернета и параметры доступа в него), а также оценка уровня применения ИКТ преподавателями за 2006/2007–2009/2010 учебные годы по Российской Федерации и ее субъектам. Отдельные показатели даны по России в сравнении со странами Европейского союза. В качестве источников информации использованы данные федеральных наблюдений Росстата по статистике образования, методические и аналитические разработки Института статистических исследований и экономики знаний Государственного университета — Высшей школы экономики и материалы Мониторинга экономики образования, проводимого ГУ–ВШЭ по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации.

195–212

На материалах социологического исследования, проведенного в Республике Саха (Якутия), анализируется влияние образования как социального института на процесс социокультурной адаптации личности. Подчеркивается важная интеграционная роль системы образования в условиях, когда модели поведения поколения родителей не могут удовлетворить адаптационные потребности индивида.

Дискуссия

213–243

Заключительный в 2009/2010 учебном году семинар цикла «Актуальные исследования и разработки в области образования» по традиции был посвящен памяти А. А. Пинского. Обсуждались темы, которые по результатам экспертного опроса выявлены как важнейшие события (изменения) в образовательной системе, состоявшиеся в истекшем учебном году: 1) принятие стандартов второго поколения начальной школы; 2) прием во все вузы по результатам ЕГЭ; 3) принятие закона о новом правовом статусе образовательных учреждений.

Практика

243–257

Рассматриваются причины широкой распространенности студенческого плагиата, преимущества и недостатки основных способов противодействия ему, а также специфика ситуации, сложившейся в российской высшей школе. По убеждению автора, требуется принятие экстренных и решительных мер, включая стандартизацию санкций в отношении плагиаторов, поощрение и защиту борющихся с плагиатом преподавателей и создание общенациональной виртуальной службы, через которую должен осуществляться контроль за квалификационными студенческими работами.

258–264

Рассматриваются особенности оценивания деятельности школ и образовательных результатов школьников, а также специфика профессионального отбора учителей в Финляндии как факторы повышения качества образования.

265–283

Педагогические наблюдения и анализ результатов обучения последних лет свидетельствуют о том, что в середине основной школы (в 7-м и особенно в 8-м классе) отмечается резкое снижение успеваемости. Установлено, что результаты обучения напрямую связаны со сформированностью информационной компетентности учащихся. Отсутствие навыка извлечения необходимой информации из различных видов источников или учебной самостоятельности снижает уровень готовности ученика к самообразованию. Те же закономерности обнаруживаются в результатах тестов PIRLS и PISA в целом по России. Рассматриваются направления работы по формированию информационной компетентности учащихся в рамках реализации школьного образовательного проекта «Обучение на всю жизнь». Сформулированы условия работы с текстом, которые позволят повысить результаты обучения 12–14-летних школьников.

Книжные обзоры и рецензии

284–292

Журавлева О. Н., Пашкова Т. И., Кузин Д. В. История России. 10?й класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под общ. ред. чл.-корр. РАН Р. Ш. Ганелина. М.: Вентана Граф, 2008.M

293–299

Новости

17 июня 2020

Летняя школа преподавателя на тему «Пять цифровых навыков для дистанта»


15 июня 2020

Журнал «Вопросы образования» индексируется в Q2 Scopus


26 мая 2020

Книги из Библиотеки журнала "Вопросы образования" в подборке "Научиться учить. 10 книг для тех, кто хочет разобраться в теории образования и педагогике"