Hide
Раскрыть

2010. no2

Theoretical and Applied Research

The americanization of European higher education and research
5–43

Translated from English

44–62

Dealt with is the socio-cultural technology of education network creation as one of the tools of education modernization. Analyzed are principal features of an education network, the specifics of network management, as well as types and kinds of education networks that emerged in practice. Scrutinized is the process of development of school-internal, municipal and inter-municipal models of education networks. Presented are a number of socio-cultural projects of territory development: «Trassa», «Education fair», «Dual education in extraction industry», «Railway school».

63–110

Translated from English

 

111–117

The author reviews the principal directions of the research on the effects of performance pay in schools on students’ grades and on the behavior of teachers. Analyzed are methodological particularities of various studies. A conclusion is made concerning the prospective usefulness of V. Lavy’s methods of the evaluation of new teacher pay systems.

118–135

One of the most efficient ways to render a competitor unable to cope with the rapidly changing world is to taper with their ability to learn new activities. In education sphere, the competition takes the form of obstructing a competitor’s learning, or of «Trojan education»: the competitor is covertly taught something unprofitable, harmful or dangerous for them, but suits the interests of those who organize the education. Examples of the hindering of learning are given, a classification of types of «Trojan education» is provided, possible theoretical approaches to the problem are laid out, and some results of empirical studies are analyzed.

Practice

136–151

Argued for is a necessity of including economics classes in the high school humanities curriculum. The article proceeds to analyze the legal, pedagogical, and teaching force aspects of the modern economics teaching in Russian high schools. The author lists the main difficulties in the development of high school economics classes and proposes a number of measures to be taken to improve the existing situation.

152–163

Examined are extant international approaches to the authentic evaluation, including those based on portfolios. It is shown that the evaluation serves as a catalyzer of changes in contents and methods of teaching, as well as in the whole mode of running of school. Introduction of portfolios leads to the creation of a special education environment with a partnership between students, teachers, parents, and local community members.

164–177

The electronic portfolio is understood in the teaching community as the principal means of registration, accumulation and evaluation of individual achievements. The portfolio method can be successfully used alongside with other methods, both traditional and alternative. The article analyzes in detail the experience of developing and using the electronic portfolio in the teaching at the Institute of Pedagogy, Psychology, and Sociology of the Siberian Federal University. Possible applications of the method to teacher evaluation are discussed as well.

Education Statistics and Sociology

178–186

The article contains data on continuous education of the population in Russia and European countries, as well as information on the particular techniques of measuring the basic indicators. Indicators for Russia have been formed on a cross-cut of basic socio-demographic groups present on the Eurostat site. The sources of data are the latest joint surveys conducted jointly by the Institute of Statistic Rsearch and Knoledge Economy of HSE, The «Public Opinion» foundation, and The Yury Levada Analytic Center, as well as from the EU Labour Force Survey.

187–206

A review of results of a Russian household survey in which there were analyzed the influence of education, profession, and career status of the parents, domicile, material and cultural resources of the family on the education strategies of children, as well as the extent, structure, and incentives of the education activity of adults.

Practice

207–223

Studied are determiners of income expectation of Russian school students planning to enter universities. Data for the study are drawn from a survey of 1600 families conducted by the Laboratory for Institutional Analysis of Economic Reforms of HSE with the support of the Center for Fundamental Research at HSE in the spring of 2008 in major Russian cities. It has been discovered that two months before entering university, only 60 % percent of 11 th graders and their families have formed their expectations. The variation in income expectations depends on a number of variables, the most significant being the family income, the parents’ education level, the type of high school the student is graduating from, and the chosen program at a university. Families that have formed their expectations about the income in the post-university time, intend to send their children to major regional universities. Given that recently higher education has become virtually universal, this fact indicates that ideas about education qualities are becoming a significant differentiating factor of income expectation.

Discussion

224–237

The article analyzes the newly emerged term «Education 2.0» and offers its pedagogical interpretation. Considered are the basic principles of Education 2.0: subject-orientedness, excessiveness, cooperation, and conditions of their realization: the openness of education system and the availability of a relevant cognitive model. It briefly reviews the extant education systems that are wholly or partly based on the principles of Education 2.0, and offers directions of change for the existing education system.

History of Education

238–262

The way the education of serf’s children was organized in Russia is still little explored by historians and historians of pedagogy. The reason for that lies in persistent stereotypes held by the society regarding the lack of attention of landed nobility and state to the needs of the population. Published here is a collection of documents dating from the second half of the 18 th c. shedding light on various aspects of teaching of serfs’ children in Russia.

Book Reviews and Survey Articles

Humanities and Inhumanities
263–275

Translated from English

Reflections on…

276–293

According to the author, the classical Russian literature remains completely unread by a majority of population in this country. The reason for that is that it is well «hidden» behind revolutionary mantras and оценками. The author explores the revolutionary liberal literary criticism as a phenomenon that initiated the myth creation around the Russian literature: the religious content of many a masterpiece of the Russian literature was ostracized, the notion of a «small person» was perverted, and general humanistic values were replaced by revolutionary slogans. Particular attention is given to an analysis of the world outlook and personality of V. G. Belinsky.

Скрыть
Раскрыть

2010. №2

Теоретические и прикладные исследования

5–43

Усилилась и международная ориентация науки. В данной работе фиксируются изменения в структуре науки и высшего образования в Европе и рассматриваются потенциальные объяснения существенного повышения их международной ориентации. Популярность высшего образования в Европе начала заметно расти примерно в 1960 г., и всего лишь несколько десятилетий спустя наука и высшее образование постепенно пришли в соответствие с американским стандартом. Вероятно, причиной послужило снижение коммуникационных издержек. Ярче всего международная ориентация науки и образования проявляется в изменении языка, используемого в преподавании и научных публикациях, — с родного (государственного), латыни, немецкого и французского на английский. Небольшие языковые зоны совершили этот переход раньше. Кроме того, отдельные области науки различались по скорости перехода на английский в научной коммуникации. Точные науки и медицина переключились на английский язык первыми, за ними последовали экономика и общественные науки, а в гуманитарных науках и в области права в настоящее время наблюдаются лишь первые признаки такого перехода. Это означает, что отдача от масштаба и возможность распространения научных результатов оказывают большое влияние на принятие решения о переходе на международные стандарты.

44–62

Раскрывается технология создания образовательных сетей как одного из инструментов социокультурной модернизации образования. Проанализированы основные характеристики образовательной сети, специфика сетевого управления, типы и виды образовательных сетей, сложившихся на практике. Рассмотрен процесс становления внутришкольной, муниципальной и межмуниципальной моделей образовательных сетей. Представлен ряд социокультурных проектов развития территорий, основанных на сетевом взаимодействии: «Трасса», «Образовательная ярмарка», «Дуальное образование в условиях добывающей промышленности», «Железнодорожная школа». Рассмотрены перспективы использования сети как инструмента диалога в контексте культурно-исторической практики.

63–110

Представлены выводы о влиянии материальных стимулов на учителей английского языка и математики в Израиле. Учителя получали денежные бонусы за улучшение результатов учеников на выпускных экзаменах. В распределении школ на две группы — участвующие и не участвующие в программе — использовалась переменная, значения которой были измерены со случайной ошибкой, что сделало распределение на группы случайным. На этом был основан главный метод исследования. Стимулирование учителей способствовало существенному повышению доли сдававших экзамены (test taking rate), количества сдавших (среди тех, кто сдавал бы экзамены вне зависимости от введения программы; conditional pass rate) и среднего балла сдававших. Успеваемость улучшилась благодаря изменению методов обучения, увеличению продолжительности дополнительных занятий во внеурочное время и большей восприимчивости учителей к потребностям учащихся. Никаких манипуляций учителей с результатами экзаменов выявлено не было.

111–117

Прослежены основные направления исследований влияния оплаты по результатам в школе на успеваемость учащихся и изменение профессионального поведения учителей. Анализируются методологические особенности тех или иных исследований. Сделан вывод о перспективности использованного В. Лави инструментария для оценки эффективности новых систем оплаты труда учителей.

118–135

Один из наиболее эффективных способов сделать конкурента несостоятельным в меняющемся мире — помешать ему обучиться новым видам деятельности. В сфере обучения конкурентная борьба приобретает формы противодействия обучению соперника, а также «троянского обучения» — скрытого обучения другого субъекта тому, что для него невыгодно, вредно, опасно, но соответствует интересам организатора обучения. Приводятся примеры противодействия обучению, дается классификация типов «троянского обучения», обсуждаются возможные теоретические подходы к проблеме и анализируются результаты проведенных эмпирических исследований.

Практика

136–151

Обоснована необходимость экономического образования школьников как важной составляющей гуманитарного образования. Проведен анализ нормативно-правового, учебно- методического и кадрового обеспечения преподавания экономики в российских школах. Выявлены основные проблемы в развитии школьного экономического образования и предложен ряд мер для изменения сложившейся ситуации

152–163

Рассматриваются сложившиеся в международной практике подходы к аутентичному оцениванию, в том числе с помощью портфолио. Показано, что оценивание становится катализатором пересмотра содержания и методики обучения, организации школьной жизни. Введение портфолио приводит к формированию особой образовательной среды, в которой возникают партнерские взаимоотношения между учащимися, преподавателями, родителями, членами местного сообщества.

164–177

Электронный портфолио применяется в профессиональном педагогическом сообществе как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений. Портфолио можно успешно использовать наряду с другими альтернативными и традиционными методами. В статье подробно проанализирован опыт разработки и применения технологии электронного портфолио в учебном процессе Института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета, а также возможности этого метода в оценке деятельности преподавателя.

Статистика и социология образования

178–186

Предлагаемый материал содержит данные о непрерывном образовании населения в России и странах Европы, а также информацию об особенностях измерения основных индикаторов. Показатели по России сформированы в разрезе основных социально- демографических групп, сопоставимых с группами, представленными на сайте Евростата. Источником информации являются последние опросы, проведенные Институтом статистических исследований и экономики знаний ГУ–ВШЭ совместно с фондом «Общественное мнение » и Аналитическим центром Юрия Левады, а также данные Обследования рабочей силы стран Евросоюза (EU Labour force survey).
Материал подготовлен заведующей отделом социологических исследований Института статистических исследований и экономики знаний ГУ–ВШЭ (ИСИЭЗ ГУ–ВШЭ) канд. соц. наук О.Р. Шуваловой.

187–206

Обзор результатов опроса российских домохозяйств, в ходе которого анализировалось влияние образования и профессионально- должностного статуса родителей, места жительства, материальных и культурных ресурсов семьи на образовательные стратегии детей, а также степень образовательной активности взрослых, ее структура и мотивы.

Практика

207–223

Исследуются детерминанты ожидаемых доходов российских школьников, планирующих поступление в вуз. Информационной базой исследования является социологический опрос 1600 семей, организованный лабораторией институционального анализа экономических реформ ГУ–ВШЭ при поддержке Центра фундаментальных исследований ГУ–ВШЭ весной 2008 г. в крупнейших городах России. Обнаружено, что за два месяца до поступления лишь 60 % 11-классников и их семей сформировали свои ожидания. Вариация ожидаемых доходов объясняется комплексом переменных, наиболее важными среди которых являются: доходы семьи; образование родителей; тип школы, в которой выпускник получает среднее образование; избранная специальность в вузе. Семьи, сформировавшие свои ожидания относительно доходов после обучения, планируют поступление в крупнейшие региональные вузы. В условиях практически всеобщего высшего образования в последние годы этот факт говорит о том, что представления о качестве образования становятся важным дифференцирующим фактором ожидаемых доходов.

Дискуссия

224–237

Анализируется недавно появившийся термин «Образование 2.0», предложена его педагогическая трактовка. Рассмотрены базовые принципы Образования 2.0 — субъектность, избыточность, сотрудничество — и условия их реализации: открытость образовательной системы и наличие адекватной когнитивной модели. Сделан краткий обзор существующих образовательных систем, полностью или частично основанных на принципах Образования 2.0, предложены направления изменений существующей системы образования.

Из истории образования

238–262

Организация образования детей крепостных в России остается малоизученной в исторической и историко-педагогической науке. Причина тому — сохраняющиеся в обществе стереотипные представления о невнимании помещиков и государства в дореволюционный период к нуждам населения. Предлагаемая подборка документов второй половины XVIII в. посвящена различным аспектам начального обучения детей крепостных крестьян и дворовых людей в России.

Книжные обзоры и рецензии

263–275

Луис Менанд. Рынок идей: реформа и сопротивление в американской университетской системе (Louis Menand. The marketplace of ideas: Reform and resistance in the American university)

Размышления о ...

276–293

С точки зрения автора, классическая русская литература остается до сих пор практически непрочитанной абсолютным большинством населения страны, поскольку она была надежно «спрятана» за революционными формулами и навязанными оценками. Суть мифологизации автор видит в целенаправленном и сознательном искажении демократической критикой смысла базовых ценностей, созданных классикой. Автор считает, что масштабы национального ущерба, нанесенного утилитарным подходом к интерпретации литературных произведений, во многом связаны с деятельностью В. Г. Белинского и еще не оценены до конца. Одно из основных предложений, сформулированных в статье, — обращение к опыту русской религиозной философии, которая сможет стать средством исправления сложившейся ситуации.

Новости

20 февраля 2021

Обновлена информация о подписке и распространении журнала


20 января 2021

Конференция "Тенденции развития образования: Глобальные вызовы и неравные возможности" (Шанинка) в феврале


16 декабря 2020

Информация о новых выпусках и другие новости о журнале на странице Facebook