Скрыть
Раскрыть

2010. №1

Теоретические и прикладные исследования

Россия в Болонском процессе
6–24

Анализируется реализация основных направлений Болонского процесса в Российской Федерации. Оценивается соответствие выставленных Наблюдательной группой баллов по итогам представления Россией национальных докладов в 2007 и 2009 г. степени достижения целевых индикаторов по соответствующим направлениям Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 гг. Представлены данные, позволяющие проследить динамику участия российских вузов в Болонском процессе, рассматриваются меры, принимаемые другими странами- участницами для реализации положений Болонской декларации и последующих коммюнике. Предпринята попытка по каждому направлению выявить ключевые проблемы, препятствующие внедрению в России инструментов Болонского процесса.

25–41

Анализируются последствия введения института ранжирования в систему высшего образования. Рейтинги призваны бороться с провалами рынка, стимулировать конкуренцию и эффективный выбор учебного заведения. Однако проведенные за последнее десятилетие исследования, посвященные влиянию ранжирований на поведение университетов, показывают, что рейтинги приобрели символическую власть на рынке образовательных услуг, наделяя преимуществами одни учебные заведения в ущерб другим. В результате возникло недоверие к рейтингам и даже бойкотирование такого способа оценки со стороны некоторых университетов. Рассмотрение ранжирования университетов в качестве социальной практики соизмерения может раскрыть механизмы влияния рейтингов на поведение вузов.

42–89

Ответ на вопрос, вынесенный в заглавие, дается на основании анализа минимальных единиц предметного взаимодействия ученика и учителя на уроках, построенных в двух разных образовательных традициях. Показано, что система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова стимулирует поисковые усилия школьников, снижая установки на репродуктивное действие, тогда как традиционная школа поддерживает репродуктивный способ действия, снижая направленность детской активности на самостоятельный поиск решения задач. Иными словами, любая образовательная система психическому развитию ребенка одновременно способствует и препятствует, т. е. обучение всегда вносит в развитие асимметрию, выявляя в большей или меньшей степени одни возрастные возможности детей и оставляя без поддержки другие.

90–115

Когда перед правительством встает проблема сохранения конкурентоспособности в глобальной экономике, возникает необходимость в качественной сравнительной информации относительно базовых умений и навыков взрослого населения. Такая информация позволит правительству лучше оценить политику и предпринять наиболее эффективные меры. В данной статье дается описание стратегии оценки уровня грамотности среди взрослых, которая в настоящее время разрабатывается в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Она охватывает знакомство с информационными и коммуникационными технологиями, умение пользоваться информацией и создавать новые знания, а также навыки общения. Эта работа призвана повысить эффективность системы образования и обучения в развитии базовых когнитивных способностей и ключевых рабочих навыков.

Практика

116–133

Интегрированная система менеджмента качества в вузе включает компоненты стратегического управления, менеджмента качества процессов на основе стандарта ISO 9001:2008, в том числе образовательного процесса, декомпозированного на составляющие, связанные с планированием компетенций выпускников, разработкой и применением стандарта основной образовательной программы вуза, управлением учебным процессом на основе европейских стандартов ESG и внешней оценкой программ по международным критериям их аккредитации. Приводится пример функционирования интегрированной системы менеджмента качества в Томском политехническом университете.

134–150

Инвестиции в их классическом понимании могут осуществляться лишь в сфере платных образовательных услуг, а наиболее перспективным сектором рынка для частных инвестиций является рынок дополнительного профессионального образования. Инвестиции в образование со стороны предпринимателей не являются сколько-нибудь значимым источником его финансирования в настоящее время, что связано главным образом со своеобразием правового регулирования образовательной деятельности. Автор анализирует недостатки существующего законодательства и показывает, почему инвестирование не является легитимным в современных российских условиях, определяет желательные изменения в конкретных законах. Автор полагает, что новая форма автономного учреждения может быть использована для осуществления частных инвестиций в образование при условии минимальной законодательной поддержки. В качестве инструмента предлагается использование облигаций, эмитируемых образовательным учреждением (для негосударственных образовательных организаций — сертификатов участия в предоставлении платных образовательных услуг).

151–189

Эмпирической основой работы послужили данные обследования школьников Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Сделан вывод о влиянии социально-экономического положения семей школьников на результаты их обучения.

Статистика и социология образования

161–189

Предлагаемый материал содержит информацию о числе учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, контингенте обучающихся (численность, прием и выпуск) и конкурсе в них. Показатели численности студентов, приема и выпуска из учреждений СПО и ВПО, а также данные о конкурсе представлены в разрезе укрупненных групп специальностей и направлений подготовки. По учреждениям НПО выпуск квалифицированных рабочих показан в разрезе профессий. Источником информации являются данные федерального статистического наблюдения за деятельностью образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования.

Дискуссия

190–207

Круглый стол, 6 октября 2009 г., ГУ-ВШЭ. Участники:
* Боруховская Инна Абрамовна — автор учебников и методологических разработок по ЕГ Э, преподаватель русского языка;
* Деревянко Константин Сергеевич — руководитель просветительской программы «Словари XXI века»;
* Каленчук Мария Леонидовна — доктор филол. наук, профессор, заместитель директора по научной работе Института русского языка им. В . В . В иноградова РАН ;
* Кронгауз Максим Анисимович — профессор, директор Института лингвистики РГГУ ;
* Пенская Елена Наумовна — доктор филол. наук, заведующая кафедрой словесности ГУ –ВШЭ, заместитель главного редактора журнала «Вопросы образования»;
* Шапиро Надежда Ароновна — учитель русского языка и литературы школы № 57;
* Шмелева Елена Яковлевна — канд. филол. наук, старший научный сотрудник Института русского языка им. В . В . В иноградова РАН . Темы для обсуждения
* Последствия словарной кодификации.
* Что произошло с толковыми словарями?
* Расхождения в прескриптивных словарях — свидетельство отсутствия нормы?
* Реакция общества — результат невежества?
* Участие массмедиа — искажение реальной картины?

208–224

Учебные планы и программы являются основными документами, регламентирующими «правильный» ход учебного процесса, они предполагают, что определенный объем материала должен быть освоен в ограниченный период времени. Автор сопоставляет требования к преподавателям и студентам, которые предъявляют эти стандарты, с реальными условиями, в которых их приходится реализовывать. Сделан вывод о том, что программы, планы и стоящий за этими документами образовательный стандарт не отражают реальной ситуации в высшем образовании и поэтому не только не выполняют функцию рабочих инструментов, а напротив, формируют систему стимулов к нарушению правил.

Из истории образования

225–236

На основе преимущественно мемуарных источников раскрываются этапы домашнего воспитания в русских дворянских семьях, анализируются образовательные программы и учебная литература, педагогические методы и система наказаний, состав домашних педагогов, роль родителей в обучении, специфика воспитания девочек и мальчиков.

236–246

Роль инициативной общественности в профилактике преступности несовершеннолетних очень значительна, о чем свидетельствуют, в частности, архивные материалы конца XIX — начала XX в. В статье обозначены основные направления деятельности частных лиц в работе с малолетними правонарушителями, проведен анализ работы съездов представителей воспитательно-исправительных заведений, рассмотрен опыт московского Рукавишниковского приюта.

Книжные обзоры и рецензии

246–256

Delbanco А. Dreams of better schools // New York Review of Books. 2009. Vol. 56. No 18. November 19 (пер. с англ. М. Янушкевич) http://www.nybooks.com/articles/23377 Reprinted with permission from The New York Review of Books. Copyright © 2009 NYREV, Inc.

Хирш-мл. Э. Д. Составляющие Америки: демократия и наши школы (E. D. Hirsch Jr. The making of Americans: Democracy and our schools. Yale University Press)

Роуз М. Почему школа? Возрождение образования для всех нас (Rose M. Why school? Reclaiming education for all of us. New Press)

257–280

Анализируется становление в России рынка школьных учебников по литературе начиная с 1990-х годов. В частности, рассматриваются конкурсы учебной литературы как средство обновления гуманитарного образования, проводится многосторонняя оценка их результативности. Обсуждаются итоги реформы учебного книгоиздания, сложившийся круг издательств и авторов, работающих в секторе учебников по литературе.

Размышления о ...

281

Рассматривается специфика гимназического и лицейского обучения. Появление в нашей стране двадцать лет назад первых гимназий означало отказ от принципа единой школы и создание диверсифицированного образовательного пространства. Излагается концепция гимназического образования в рамках представлений об уровнях освоения учебного материала — непрофильном, базовом, профильном, углубленном. Выделены этапы развития гимназий. Перспективы гимназического образования обсуждаются в связи с необходимостью осуществления принципа вариативности образования, с превращением средних учебных заведений в звено системы непрерывного образования.

Новости

10 сентября 2020

В Библиотеке журнала «Вопросы образования» вышла новая книга «Почему ученики не любят школу?» Дэниела Уиллингема


31 августа 2020

В Библиотеке журнала «Вопросы образования» издана книга дэны бойд «Все сложно. Жизнь подростков в социальных сетях»


07 августа 2020

Планируется тематический выпуск о влиянии пандемии на сферу образования