Hide
Раскрыть

2010. no1

Theoretical and Applied Research

Russia within Bologna Process
6–24

The article analyzes the implementation of the main directions of the Bologna process in Russia. It evaluates the correspondence between the points awarded by the Monitoring Group for the Russian National Reports in 2007 and 2009, on the one hand, and the level of achievements according to the specific indicators of the Special Federal Program of Education Development in 2006–2010, on the other hand. The author provides data that shed light on the dynamics of participation of Russian universities in the Bologna process, and considers measures taken by other participating countries to implement the postulates of the Bologna declaration and of consequent communiques. For each of the directions, an attempt is made to determine the key obstacles to the introduction of the Bologna process tools in Russia.

25–41

The article analyzes the effects of introducing the institute of ranking into the higher education system. The function of ratings is to remedy market failures, to create incentives for competition, and for the efficient choice of education institution by customers. However, the research of the last decade dealing with the influence of ratings on the behavior of universities shows that ratings gained symbolic power in the education service market, by which they provide advantages to certain institutions to the detriment of others. That has created a lack of trusts to ratings and even their boycott by a number of institutions. The consideration of university rankings as a social comparison practice can elucidate the mechanism of influence of ratings on the behavior of universities.

42–89

The question in the title of the article is answered on the basis of an analysis of minimal units of substantial interaction of a student and a teacher within two different educational traditions. It is shown that the education system of D.B. Elkonin and V.V. Davydov supports the searching tendencies of students decreasing their motivation to imitate provided examples, while the traditional schooling supports the imitative strategy while diminishing the child’s motivation for independent problem solving activity. That is to say, any education system both enhances and creates obstacles to the psychological development of a child.

90–115

Schleicher A. PIAAC: A new strategy for assessing adult competencies // International Review of Education. 2008. Vol. 54. No 5. P. 627–650. 
Перевод любезно предоставлен Московским представительством Всемирного банка. 

Practice

116–133

An integrated system of quality management at a university includes the modules of strategic management and of management of process quality based on the ISO 9001:2008 standard. That includes the education process, which is decomposed into components having to deal with the planning of graduates’ competences, the development and implementation of the basic curriculum of the university, and the management of the education process on the basis of the European ESG standards, and their external assessment according to international accreditation criteria. As an example, the authors use the integrated system of quality management at the Tomsk polytechnic university.

134–150

Investments, in the traditional meaning of this term, can be made only in the sphere of paid education services. The most promising field for them is the market of supplementary professional education. Investments in education by businessmen currently do not constitute a significant source of education funding. That has mainly to do with the legislative regulation of the education sphere. The article analyzes shortcomings of the present legislation and shows why investments are illegal under present Russian conditions, as well as describes desirable changes in particular laws. The author suggests that the new form of autonomous institution could be used to carry out private investments in education provided some minimal legislative support is extended. As a specific tool, the author suggest to use obligations issued by an education institution (for non-governmental education institutions those would be certificates of participation in providing paid education services). Keywords: Private Investments, Non-governmental Education Bodies, Autonomous Institution, paid education services.

151–189

The empirical basis of this work is data on school students of Khanty-Mansi Autonomous District – Yugra. The author arrive at certain conclusions concerning the influence of the socioeconomic situation of students’ families on education results.

Education Statistics and Sociology

161–189

Discussion

Standard Russian: Imaginary and real worries caused by the approval of the new list of dictionaries
190–207

Round Table at HSE, October 6, 2009.

208–224

Curricula and syllabi are the basic documents regulating the “correct” functioning of the education process. They assume that a certain amount of material has to be acquired by students in a specific amount of time. The author compares the requirements imposed by these standards on students and teachers, with real conditions under which they should be implemented. The author’s conclusion is that the syllabi, curricula and the corresponding education standard do not correspond to the actual situation in higher education and thus not only do they not serve as working tools but create a system of incentives for breaking existing rules.

History of Education

225–236

On the basis of mostly memoir sources, the article describes the principal stages of home education in families of the Russian nobility, and analyzes curricula and education literature, pedagogical techniques and the system of punishments, the composition of home teacher staff, the role of parents in education, and differences in the education of girls and boys.

236–246

The role of community activism in prevention of juvenile delinquency is very significant. It is demonstrated, in particular, by archive materials from late 19th — early 20th. The article describes the principal directions of activity of private citizens working with juvenile delinquents, analyzes the work of congresses of representatives of correctional education institutions, and considers the experience of the Rukavishnikov asylum in Moscow.

Book Reviews and Survey Articles

246–256

Delbanco А. Dreams of better schools // New York Review of Books. 2009. Vol. 56. No 18. November 19 (пер. с англ. М. Янушкевич) http://www.nybooks.com/articles/23377 Reprinted with permission from The New York Review of Books. Copyright © 2009 NYREV, Inc.




257–280

The article analyzes the emergence of the market of school literature textbooks in Russia starting from 1990s. In particular, analyzed is the role of competitions of education literature as a means of introducing innovations in humanities education. Their efficiency in various aspects is evaluated. Discussed are results of education publishing reform and the resulting circle of publishing houses and authors producing school literature textbooks.

Reflections on…

281

The article considers the specifics of the gymnasium and lyceum education. The emergence of first gymnasiums in this country about twenty years ago signified the relinquishing of the uniform schooling principle and the creation of a diversified education space. Building on an idea of several levels of learning material acquisition: the nonspecialized, the basic, the specialized, and the more profound, the author presents a concept of gymnasium education. Determined are stages in the development of gymnasiums. The future of the gymnasium is discussed in the connection with the necessity to implement the education variability principle and to turn secondary education institutions into an element of the continuous education system. Keywords: gymnasiums, lyceums, variability of education, social demand, specialized education, universal education, more profound classes, curricula.

Скрыть
Раскрыть

2010. №1

Теоретические и прикладные исследования

Россия в Болонском процессе
6–24

Анализируется реализация основных направлений Болонского процесса в Российской Федерации. Оценивается соответствие выставленных Наблюдательной группой баллов по итогам представления Россией национальных докладов в 2007 и 2009 г. степени достижения целевых индикаторов по соответствующим направлениям Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 гг. Представлены данные, позволяющие проследить динамику участия российских вузов в Болонском процессе, рассматриваются меры, принимаемые другими странами- участницами для реализации положений Болонской декларации и последующих коммюнике. Предпринята попытка по каждому направлению выявить ключевые проблемы, препятствующие внедрению в России инструментов Болонского процесса.

25–41

Анализируются последствия введения института ранжирования в систему высшего образования. Рейтинги призваны бороться с провалами рынка, стимулировать конкуренцию и эффективный выбор учебного заведения. Однако проведенные за последнее десятилетие исследования, посвященные влиянию ранжирований на поведение университетов, показывают, что рейтинги приобрели символическую власть на рынке образовательных услуг, наделяя преимуществами одни учебные заведения в ущерб другим. В результате возникло недоверие к рейтингам и даже бойкотирование такого способа оценки со стороны некоторых университетов. Рассмотрение ранжирования университетов в качестве социальной практики соизмерения может раскрыть механизмы влияния рейтингов на поведение вузов.

42–89

Ответ на вопрос, вынесенный в заглавие, дается на основании анализа минимальных единиц предметного взаимодействия ученика и учителя на уроках, построенных в двух разных образовательных традициях. Показано, что система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова стимулирует поисковые усилия школьников, снижая установки на репродуктивное действие, тогда как традиционная школа поддерживает репродуктивный способ действия, снижая направленность детской активности на самостоятельный поиск решения задач. Иными словами, любая образовательная система психическому развитию ребенка одновременно способствует и препятствует, т. е. обучение всегда вносит в развитие асимметрию, выявляя в большей или меньшей степени одни возрастные возможности детей и оставляя без поддержки другие.

90–115

Когда перед правительством встает проблема сохранения конкурентоспособности в глобальной экономике, возникает необходимость в качественной сравнительной информации относительно базовых умений и навыков взрослого населения. Такая информация позволит правительству лучше оценить политику и предпринять наиболее эффективные меры. В данной статье дается описание стратегии оценки уровня грамотности среди взрослых, которая в настоящее время разрабатывается в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Она охватывает знакомство с информационными и коммуникационными технологиями, умение пользоваться информацией и создавать новые знания, а также навыки общения. Эта работа призвана повысить эффективность системы образования и обучения в развитии базовых когнитивных способностей и ключевых рабочих навыков.

Практика

116–133

Интегрированная система менеджмента качества в вузе включает компоненты стратегического управления, менеджмента качества процессов на основе стандарта ISO 9001:2008, в том числе образовательного процесса, декомпозированного на составляющие, связанные с планированием компетенций выпускников, разработкой и применением стандарта основной образовательной программы вуза, управлением учебным процессом на основе европейских стандартов ESG и внешней оценкой программ по международным критериям их аккредитации. Приводится пример функционирования интегрированной системы менеджмента качества в Томском политехническом университете.

134–150

Инвестиции в их классическом понимании могут осуществляться лишь в сфере платных образовательных услуг, а наиболее перспективным сектором рынка для частных инвестиций является рынок дополнительного профессионального образования. Инвестиции в образование со стороны предпринимателей не являются сколько-нибудь значимым источником его финансирования в настоящее время, что связано главным образом со своеобразием правового регулирования образовательной деятельности. Автор анализирует недостатки существующего законодательства и показывает, почему инвестирование не является легитимным в современных российских условиях, определяет желательные изменения в конкретных законах. Автор полагает, что новая форма автономного учреждения может быть использована для осуществления частных инвестиций в образование при условии минимальной законодательной поддержки. В качестве инструмента предлагается использование облигаций, эмитируемых образовательным учреждением (для негосударственных образовательных организаций — сертификатов участия в предоставлении платных образовательных услуг).

151–189

Эмпирической основой работы послужили данные обследования школьников Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Сделан вывод о влиянии социально-экономического положения семей школьников на результаты их обучения.

Статистика и социология образования

161–189

Предлагаемый материал содержит информацию о числе учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, контингенте обучающихся (численность, прием и выпуск) и конкурсе в них. Показатели численности студентов, приема и выпуска из учреждений СПО и ВПО, а также данные о конкурсе представлены в разрезе укрупненных групп специальностей и направлений подготовки. По учреждениям НПО выпуск квалифицированных рабочих показан в разрезе профессий. Источником информации являются данные федерального статистического наблюдения за деятельностью образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования.

Дискуссия

190–207

Круглый стол, 6 октября 2009 г., ГУ-ВШЭ. Участники:
* Боруховская Инна Абрамовна — автор учебников и методологических разработок по ЕГ Э, преподаватель русского языка;
* Деревянко Константин Сергеевич — руководитель просветительской программы «Словари XXI века»;
* Каленчук Мария Леонидовна — доктор филол. наук, профессор, заместитель директора по научной работе Института русского языка им. В . В . В иноградова РАН ;
* Кронгауз Максим Анисимович — профессор, директор Института лингвистики РГГУ ;
* Пенская Елена Наумовна — доктор филол. наук, заведующая кафедрой словесности ГУ –ВШЭ, заместитель главного редактора журнала «Вопросы образования»;
* Шапиро Надежда Ароновна — учитель русского языка и литературы школы № 57;
* Шмелева Елена Яковлевна — канд. филол. наук, старший научный сотрудник Института русского языка им. В . В . В иноградова РАН . Темы для обсуждения
* Последствия словарной кодификации.
* Что произошло с толковыми словарями?
* Расхождения в прескриптивных словарях — свидетельство отсутствия нормы?
* Реакция общества — результат невежества?
* Участие массмедиа — искажение реальной картины?

208–224

Учебные планы и программы являются основными документами, регламентирующими «правильный» ход учебного процесса, они предполагают, что определенный объем материала должен быть освоен в ограниченный период времени. Автор сопоставляет требования к преподавателям и студентам, которые предъявляют эти стандарты, с реальными условиями, в которых их приходится реализовывать. Сделан вывод о том, что программы, планы и стоящий за этими документами образовательный стандарт не отражают реальной ситуации в высшем образовании и поэтому не только не выполняют функцию рабочих инструментов, а напротив, формируют систему стимулов к нарушению правил.

Из истории образования

225–236

На основе преимущественно мемуарных источников раскрываются этапы домашнего воспитания в русских дворянских семьях, анализируются образовательные программы и учебная литература, педагогические методы и система наказаний, состав домашних педагогов, роль родителей в обучении, специфика воспитания девочек и мальчиков.

236–246

Роль инициативной общественности в профилактике преступности несовершеннолетних очень значительна, о чем свидетельствуют, в частности, архивные материалы конца XIX — начала XX в. В статье обозначены основные направления деятельности частных лиц в работе с малолетними правонарушителями, проведен анализ работы съездов представителей воспитательно-исправительных заведений, рассмотрен опыт московского Рукавишниковского приюта.

Книжные обзоры и рецензии

246–256

Delbanco А. Dreams of better schools // New York Review of Books. 2009. Vol. 56. No 18. November 19 (пер. с англ. М. Янушкевич) http://www.nybooks.com/articles/23377 Reprinted with permission from The New York Review of Books. Copyright © 2009 NYREV, Inc.

Хирш-мл. Э. Д. Составляющие Америки: демократия и наши школы (E. D. Hirsch Jr. The making of Americans: Democracy and our schools. Yale University Press)

Роуз М. Почему школа? Возрождение образования для всех нас (Rose M. Why school? Reclaiming education for all of us. New Press)

257–280

Анализируется становление в России рынка школьных учебников по литературе начиная с 1990-х годов. В частности, рассматриваются конкурсы учебной литературы как средство обновления гуманитарного образования, проводится многосторонняя оценка их результативности. Обсуждаются итоги реформы учебного книгоиздания, сложившийся круг издательств и авторов, работающих в секторе учебников по литературе.

Размышления о ...

281

Рассматривается специфика гимназического и лицейского обучения. Появление в нашей стране двадцать лет назад первых гимназий означало отказ от принципа единой школы и создание диверсифицированного образовательного пространства. Излагается концепция гимназического образования в рамках представлений об уровнях освоения учебного материала — непрофильном, базовом, профильном, углубленном. Выделены этапы развития гимназий. Перспективы гимназического образования обсуждаются в связи с необходимостью осуществления принципа вариативности образования, с превращением средних учебных заведений в звено системы непрерывного образования.

Новости

10 сентября 2020

В Библиотеке журнала «Вопросы образования» вышла новая книга «Почему ученики не любят школу?» Дэниела Уиллингема


31 августа 2020

В Библиотеке журнала «Вопросы образования» издана книга дэны бойд «Все сложно. Жизнь подростков в социальных сетях»


07 августа 2020

Планируется тематический выпуск о влиянии пандемии на сферу образования