Hide
Раскрыть

2008. no1

Educational Policies

5–31

32–64

The article offers a platform for professional and public discussion of a long-term model for Russian education and what it will look like in 2020. The article does not pretend to give an ultimate description of this model, and presents only the most basic ideas. These ideas are meant to be discussed, but they can also serve as the basis for creating a road map for the realization of the new program. The purpose of the authors is to present their vision for Russian education and determine what changes are needed in Russian education so that it can successfully rise to the challenges from: the innovational model of the development of the Russian economy (Russia’s strategic choice); the social demands of the Russian population and the need to consolidate Russian society; the need to compete globally on the markets for innovations, labor and education.

65–86

This article attempts to introduce a new paradigm of education modernization. The education system should become a key socialization institution, and it must play a leading role in forming the values, norms, attitudes, and behavioral stereotypes of the Russian population. The author shows the important effect of education on various trends in society’s development, such as social consolidation, the formation of civil identities of different social groups and ethnic cultures, social trust, successful socialization of upcoming generations, and social stratification of the Russian population. The author stresses that the sociocultural modernization of education would benefit individual, communal and national viability, and these effects should be taken into account while designing programs for the long"term socio"economical development of Russia, including the federal development program.

Theoretical and Applied Research

87–119

The article presents the results of an empirical study performed in 2004. After analyzing the collated data, the authors form a portrait of the professional practice of college teachers. They analyze the motivation and role patterns that serve as a conventional norm for college teachers. The external conditions of college teaching are investigated as well. The research has discovered both positive and negative tendencies in teachers’ professional activities. The authors have also been able to find ways of overcoming the problems they identified, and these approaches could enhance the ongoing reforms in higher education.

120–145

Various indicators play a growing role both as a tool for the analysis of education systems and an efficient instrument for education management at all levels. The article considers systems of indicators that are currently used, analyzes the problems and risks associated with the use of indicators, and discusses the most common errors. It is shown that a proper analysis of indicators can shed light on the priorities and approaches of the oversight authorities and grant providers, which set up indicators for benchmarking or for profiling grant applicants.

Content of Education

Developing Mathematical Thinking in School Students
145–159

Development of mathematical thinking is one of the purposes of Mathematics courses. To achieve this purpose, it is necessary to organize students’ mathematical activities. Existing forms and methods of teaching mathematics need to be thoroughly revised, and new means of presenting the material should be introduced. The article suggests that one such means is the mental experiment.

Discussion

160–189

Issues for Discussion: How does the modern Russian education model (including the development of education standards) take into account the results of PIRLS and PISA? How could Russia retain leadership in the PIRLS over the next five years? What should schools do in order to develop elementary learning skills (how not to discourage children)?

190–216

G.S. Kovaleva’s talk and discussion at the seminar in Current Research and Developments in Education, Institute of the Education Development, HSE, February 21, 2008. Moscow.

217–230

The first part of the article presents the main principles regulating the formation of an information analytical system and describes the purposes of such a system. This would make a comparative analysis of regional education systems possible. A highly detailed description of separate components of the system is given. These components are: methodology, organization, information, presentation, and software, each meant to complete its own specific tasks. The authors describe the thematic structure of integral and thematic ratings, and the system of specially designed indicators that are used in calculating ratings. The second part of the paper shows how to use the ratings to analyze education development. Certain aspects of pre"school education in the Russian regions are analyzed for illustration. The article should be of interest to anyone interested in the methodology of the comparative analysis of regional education systems.

Education Statistics and Sociology

231–247

http://www.nea.gov/research/ToRead.pdf (Translated in Russian by I. Friedman)

History of Education

248–255

256–282

Speech at the Public Opening of the Nikolay Imperial University at Saratov, December 6, 1909 (Foreword by E.N. Penskaya)

Book Reviews and Survey Articles

283–285


286–297

Hewins C.M. The History of Children’s Books. http://www.theatlantic.com/doc/ 188801/childrens6books

Translated from English by I. Friedman

Скрыть
Раскрыть

2008. №1

Образовательная политика

5–31

0

32–64

В данной публикации делается попытка предложить основу для общественного и профессионального обсуждения модели российского образования в долгосрочной перспективе — каким оно будет в 2020 г. Текст не претендует на окончательное описание этой модели — в нем излагаются лишь самые принципиальные соображения, которые могут, с одной стороны, стать предметом дискуссии и, с другой стороны, послужить ориентирами при разработке детального плана реализации новых идей. Задача, которую ставят перед собой авторы — предложить свое видение того, каким должно стать российское образование, чтобы соответствовать: инновационной модели развития российской экономики, являющейся стратегическим выбором России; социальным запросам населения России и задаче консолидации российского общества; требованиям глобальной конкуренции на рынках инноваций, труда и образования.

65–86

В настоящей работе предпринимается попытка обоснования стратегии социокультурной модернизации образования как института социализации, выполняющего ключевую роль в целенаправленном формировании ценностных ориентаций, норм, установок и стереотипов поведения населения России. Раскрывается роль образования в конструировании таких эффектов общественного развития, как социальная консолидация общества, гражданская идентичность представителей различных социальных групп и национальных культур страны, социальное доверие, успешная социализация подрастающих поколений, социальная стратификация населения России. Обсуждается необходимость учета эффектов социокультурной модернизации образования как фактора роста конкурентоспособности личности, общества и государства при дальнейшем проектировании программ долгосрочного социально-экономического развития России, в том числе федеральной программы развития образования.

Теоретические и прикладные исследования

87–119

В статье представлены результаты эмпирического исследования, проведенного в 2004 г. На базе анализа полученных данных формируется портрет практической профессиональной деятельности преподавателей вузов, исследуется их мотивация и ролевые образцы, которые выступают в качестве конвенциональной нормы, сложившейся в среде преподавателей вузов. Также изучаются внешние условия преподавательской деятельности. В результате проведенного исследования удалось выявить и подтвердить как некоторые негативные, так и позитивные тенденции в профессиональной деятельности преподавателей, а также наметить возможные пути решения обнаруженных проблем, дополняющие уже осуществляемые реформы в сфере высшего образования.

120–145

Индикаторы и показатели играют все более важную роль не только в качестве инструмента анализа образовательных систем, но и как эффективное средство управления образованием на всех уровнях. В статье рассматриваются действующие системы индикаторов образования, анализируются проблемы и риски, связанные с их использованием, наиболее часто встречающиеся ошибки. Показано, как анализ индикаторов позволяет составить представление о приоритетах органов управления, устанавливающих системы показателей для подведомственных систем, и о мировоззрении грантодателей, разрабатывающих критерии отбора получателей средств.

Содержание образования

145–159

Развитие математического мышления как цель математического образования требует организации математической деятельности учащихся. Для этого необходимо пересмотреть существующие формы и методы раскрытия содержания математического образования, ввести новые средства освоения этого содержания. В качестве одного из таких средств в данной статье предлагается мысленный эксперимент.

Дискуссия

160–189

Вопросы для обсуждения: как современная модель российского образования (включая разработку стандартов образования) учитывает результаты PIRLS и PISA? как России удержать лидерство в PIRLS в ближайшие 5 лет? что надо делать в основной школе, чтобы развить навыки начального обучения (как не загубить детей)?

190–216

Доклад Г.С. Ковалевой на семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования», организованном Институтом развития образования ГУ–ВШЭ 21 февраля 2008 г.

217–230

В первой части публикации представлены принципы формирования информационно-аналитической системы, обеспечивающей проведение сравнительного анализа региональных образовательных структур, включая описание основных задач, которые она позволяет решать. Достаточно подробно рассмотрены отдельные блоки системы: методологический, организационный, информационный, аналитический, презентационный и программный, каждый из которых выполняет свои специфические функции. Приведена структура системы интегральных и тематических рейтингов, а также комплекс специально разработанных индикаторов, которые используются в рейтинговых расчетах. Во второй части публикации будут продемонстрированы возможности использования рейтинговых оценок для анализа проблем развития образования на примере исследования различных аспектов функционирования системы дошкольного обучения в российских регионах.

Статистика и социология образования

231–247

http://www.nea.gov/research/ToRead.pdf Translated from English by I. Friedman

Из истории образования

248–255

0

256–282

Речь, читанная в торжественном публичном заседании при открытии Императорского Николаевского университета в г. Саратове, 6 декабря 1909 г.

Книжные обзоры и рецензии

283–285

0

286–297

http://www.theatlantic.com/doc/188801/childrens"books

Новости

10 сентября 2020

В Библиотеке журнала «Вопросы образования» вышла новая книга «Почему ученики не любят школу?» Дэниела Уиллингема


31 августа 2020

В Библиотеке журнала «Вопросы образования» издана книга дэны бойд «Все сложно. Жизнь подростков в социальных сетях»


07 августа 2020

Планируется тематический выпуск о влиянии пандемии на сферу образования