Скрыть
Раскрыть

2007. №1

Образовательная политика

Своевременный проект
6–27

Для достижения эффективного функционирования образовательных систем требуется так организовать использование образовательных ресурсов, чтобы результаты деятельности системы образования соответствовали потребностям развития страны, региона, интересам учащихся, родителей, работодателей и т.д. Как показывает опыт, достижение такого уровня организации диктует необходимость внесения существенных и масштабных изменений в привычные схемы функционирования систем образования. Практика этих изменений составляла содержание проекта «Реформа системы образования».
Подводя итоги проекта, видя его конкретные результаты, важно оценить, удалось ли проекту стать моделью «большой» реформы образования в современной России, а также насколько эффективной оказалась предложенная модель.

28–43

Встретившись на саммите в Лиссабоне в 2000 г., главы государств ЕС поставили цель превратить Европу в самую конкурентоспособную и динамичную экономику в мире, основанную на знаниях. Сегодня стоит вспомнить о том, что развитие современной экономики знаний отражает масштабный переход от экономики, основанной на земле, труде и капитале, к экономике, в которой основными факторами производства являются информация и знания. По этой причине самой эффективной современной экономикой будет такая, где производится наибольший объем информации и знаний и где они становятся легко доступными для подавляющего числа людей и организаций.

44–46

0

47–48

0

Теоретические и прикладные исследования

49–62

В статье обсуждается концепция предпринимательского университета как института, способного справиться с проблемами современного высшего образования, обусловленными переходом к «обществу знания». Авторы дают определение предпринимательского университета и предлагают матрицу, позволяющую оценивать уровень предпринимательской активности университета и осуществлять стратегическое планирование его деятельности. Показано, какую роль предпринимательские университеты могут играть в индустриальных кластерах и какое значение для их развития имеет формирование социальных сетей выпускников.

63–64

0

65–83

Частное дополнительное обучение (репетиторство — private tutoring) долгое время оставалось явлением, присущим Восточной Азии — таким странам, как Япония, Гонконг, Южная Корея и Тайвань. В последнее время оно существенно увеличилось в других частях Азии, а также в Африке, Европе и Северной Америке. Факторы, влияющие на рост репетиторства, разнообразны, но во всех странах оно серьезно отражается на дальнейшем обучении и заработке. Семьи, обладающие необходимыми ресурсами, могут позволить себе не только большее по количеству, но и лучшее по качеству дополнительное обучение. Дети, имеющие доступ к такому обучению, могут лучше учиться в школе и в итоге иметь более высокую заработную плату. И наоборот, дети из семей с более низким доходом, которые не имеют таких возможностей, могут не «успевать» за своими одноклассниками и могут бросить школу в более раннем возрасте. Частное обучение также непосредственно влияет на доход репетиторов, обеспечивая занятость и доход для широкого круга профессионалов, работающих с различными возрастными группами. Статья доказывает, что феномен репетиторства заслуживает большего внимания со стороны политиков и исследователей.

Содержание образования

84–93

На основе анализа требований к компетенциям профессиональных инженеров и выпускников инженерных программ вузов, содержащихся в документах различных международных организаций (Washington Accord, Engineers Mobility Forum, Federation Europeenne d'Associations Nationales d'Ingenieurs, European Network for Accreditation of Engineering Education), рассматриваются особенности американской и болонской моделей инженера, которые целесообразно принять во внимание при создании новых Федеральных государственных образовательных стандартов по направлениям подготовки специалистов в области техники и технологий в российских вузах.

94–108

В статье анализируется процесс становления и развития педагогической научно-исследовательской деятельности студентов — будущих учителей отечественной школы на протяжении XX в. Выделяются несколько взаимосвязанных функций, которые выполняла научно-исследовательская работа студентов (НИРС) в системе педагогического образования (обучающая, личностно-развивающая, социально-компетентностная, стимулирующая), и прослеживается динамика реализации этих функций в организации профессиональной подготовки педагогов в течение XX в. На основании проведенного анализа показано, что характер целеполагания педагогической НИРС (как результата осознания ее функций) соответствовал общей логике развития общественного педагогического сознания в ХХ в.

109–114

Вторая школа — известный московский физико-математический лицей. Школа прославилась не только высоким уровнем образования, но и своей богатой и интереснейшей историей, которая насчитывает уже 56 лет. Еще в 60-е годы она отличалась от многих других школ прежде всего уникальным преподавательским составом. Учителя школы, некоторые из них известные диссиденты, прививали своим ученикам свободомыслие и умение самостоятельно рассуждать. Неудивительно, что в школе гармонично сочетались и точные науки, и гуманитарные предметы. Выпускники вспоминают, что школу нередко в шутку именовали как физико-математическую с гуманитарным уклоном. Эту яркую особенность лицея пытаются сохранить до сих пор. На эту тему мы беседуем с директором школы Владимиром Федоровичем Овчинниковым и его заместителем по науке Александром Кирилловичем Ковальджи.

115–117

Современные дискуссии о будущем российского среднего образования и его реформировании являются естественной реакцией на социальные условия, изменяющиеся в связи с событиями, происходящими как в России, так и за рубежом. Не слишком впечатляющие итоги реформ и неконструктивность большей части дискуссий, посвященных образованию, указывают на то, что что-то здесь происходит не так. Поиски ответа на вопрос Что не так? заставляют обратиться к успешному опыту передовых российских школ. Именно этим и обусловлена публикация интервью с руководителями известного далеко за пределами нашей страны лицея "Вторая школа".

Практика

118–132

Как свидетельствует российский и зарубежный опыт, высшее образование и наука (особенно фундаментальная) как специализированные области деятельности не могут эффективно развиваться без взаимной интеграции и тесного взаимодействия с реальным сектором экономики. В статье представлен анализ некоторых ключевых проблем и перспектив реализации в России эффективных форм и механизмов интеграции науки и образования, а также усилий, предпринимаемых в этой области государством.

133–152

В статье дается описание свойств и составляющих образовательного кредита, анализируется роль государства как гаранта студенческих займов в условиях информационной асимметрии. Показаны различные формы кредитования, виды и элементы студенческих кредитов. Представлен опыт образовательного кредитования в западных странах (США, Швеции, Германии, Австралии), а также в государствах СНГ.
Во второй части статьи строится модель стимулирующего контракта при образовательном кредитовании. На основе теории агентских отношений предлагается способ снижения риска невозвращения кредита путем предоставления студенту права на отсроченные платежи по кредиту и льготный период. Моделью предусматривается возможность для банка менять процентную ставку в зависимости от успехов студента.

153–155

Приоритетный национальный проект "Образование" разработан таким образом, чтобы обеспечить системные изменения по основным направлениям развития образования в России, а также эффективно содействовать становлению институтов гражданского общества и современного образовательного менеджмента. Для этого национальный проект предусматривает приоритетную государственную поддержку лидеров — образовательных учреждений и педагогов, чья деятельность наиболее полно отвечает современным социальным запросам.

156–165

В статье приводится анализ практического опыта применения перспективных моделей реструктуризации сети образовательных учреждений (ОУ) в Республике Карелия. Подробно рассмотрены отличительные черты стратегии, выбранной при реализации республиканской программы, а именно:—интеграция 18 муниципальных индивидуальных проектов построения новой образовательной сети (на каждой конкретной территории на общих принципах стратегического проектирования);—опора на ресурсную поддержку интеграционных процессов, формирующих новые социально-образовательные институты и организации, обеспечиваемые региональными структурами государственно-общественного управления;—использование новых управленческих методов и общественно-государственных механизмов соуправления, опережающих процессов модернизации системы подготовки и переподготовки управленческих и педагогических кадров в условиях децентрализации управления.Автор доказывает, что успешность реализации программы реструктуризации образовательных учреждений в республике обусловлена глубоким анализом социально-экономического развития, а также опорой на прогноз развития демографической и социально-географической ситуации каждой конкретной территории.

166–174

В статье рассматривается пространственная организация сетей образовательных учреждений в условиях демографического сжатия и негативных тенденций расселения. Успешное проведение реструктуризации сети образовательных учреждений требует в первую очередь создания на практике интегрированных образовательных структур с участием не только образовательных, но и других учреждений социальной сферы, культуры и спорта. Для повышения доступности качественных государственных и муниципальных услуг социально-культурной сферы в статье обосновывается необходимость перехода:—от ступенчатой к узловой модели организации сетей;
—от пешеходной к транспортной доступности учреждений;
—от отраслевого к территориально-отраслевому управлению;
—от ведомственных к интегрированным учреждениям.Оптимальный вариант нормативно-правового обеспечения интеграции ресурсов социокультурной сферы —издание специальных нормативных актов в виде Федерального закона "Об интегрированном государственном или муниципальном социальном учреждении" и обеспечивающей его исполнение нормативной базы.

175–202

В статье представлены результаты федерального эксперимента по реструктуризации сети сельских школ, который был проведен в 2002—004 гг. в 156 сельских школах из 18 субъектов РФ и охватил более 40 тысяч учащихся и более 7,5 тысячи педагогов. Обобщается опыт внедрения вариативных моделей: базовой (опорной) школы с сетью филиалов, передвижной учебной лаборатории, социокультурного комплекса, ресурсного центра, профильной сельской школой, ассоциации образовательных учреждений различного уровня. Анализируются экономическая эффективность вариативных моделей сельских школ, качество обучения и достижения учащихся в экспериментальных регионах. Даны предложения по реструктуризации сети сельских школ в зависимости от демографических и социально-экономических особенностей регионов. Особое внимание уделено формам сотрудничества и сетевого взаимодействия образовательных учреждений с организациями спорта, социально-культурной сферы и предприятиями на основе кооперации и интеграции ресурсов с использованием технологий социального партнерства.

203–208

Рассматриваются результаты реализации комплексного проекта по реструктуризации сетей образовательных учреждений в Чувашской Республике. Особое внимание уделено оценке доступности качественного образования независимо от места проживания, анализируются модели, которые были внедрены в республике, такие как базовые кустовые школы, социально-культурные комплексы, ресурсные центры и т.д.
В статье, в частности, отмечается, что школьные автобусы на селе играют сегодня гораздо большую роль, чем прежде: сельские школьники стали активнее участвовать в республиканских олимпиадах и конкурсах, спартакиадах. Школьный автобус расширил круг общения детей —стали возможны поездки на выставки, спектакли, концерты, экскурсии и т.п. Приведены оценки академических успехов учащихся сельских школ в сравнении с городскими школьниками по результатам ЕГЭ, а также данные социологических опросов, проводимых Центром Ю. Левады в Чувашской Республике в процессе реализации проекта по реструктуризации.

Дискуссия

209–242

Признавая высокую общественную значимость проекта Федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России 2008–12 г.", Комиссия инициировала обсуждение проекта с руководителями образовательных и научных учреждений, представителями общественных организаций.

Статистика и социология образования

243–247

Различия в уровне отдачи от образования отражают глубину рыночных реформ в стране и институциональные особенности рынков труда. В последнее десятилетие в странах с переходной экономикой произошли серьезные изменения в социальной политике, при этом некоторые явления на рынке труда (например, снижение отдачи от образования) продолжают озадачивать и политиков, и ученых. В нашей статье мы рассматриваем изменения в отдаче от образования в конце 1990-х —начале 2000-х годов, основываясь на опросах домохозяйств в девяти странах с переходной экономикой: Белоруссии, Болгарии, Грузии, Венгрии, Молдавии, Польше, Румынии, России и Таджикистане.

248–250

Технические, юридические и экономические специальности лучше вознаграждаются рынком.

251–268

Исследование посвящено изучению региональных и муниципальных моделей образовательной политики. Актуальность исследования связана с введением в действие Закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, с которым связана реорганизация финансирования системы образования. Исследование опирается на эмпирические данные, собранные в рамках проекта в четырех регионах — Ярославской, Тверской и Самарской областях и Чувашской Республике. Были проведены глубинные интервью с представителем Департамента образования, руководителями управлений образования муниципальных образований в каждом регионе, а также анкетирование директоров общеобразовательных школ в каждом муниципальном образовании. Анализ полученных данных позволил выделить на региональном уровне 3 модели образовательной политики — либеральную, социальную, централизованную, характеризующиеся различным сочетанием использования экономических и административных механизмов.

Архив

О Шевыреве С.П.
269

Десятилетия коммунистической пропаганды приучили нас к мысли, что весь смысл ее развития заключался в борьбе прогрессивных мыслителей против косности и застоя официальной школы, и потому осознание того факта, что наиболее глубокими педагогическими мыслителями были фигуры консервативные, будет завоевывать себе право на жизнь в общественном сознании еще долго. Среди наиболее видных фигур русской педагогики необходимо назвать Степана Петровича Шевырева (1806—864). Шевырев —профессор Императорского Московского университета, декан историко-филологического факультета. Чем он интересен сейчас и что мы можем почерпнуть из его уроков?

270–281

Отличительная черта человеческой деятельности в истекшей половине нынешнего столетия и в последней четверти XVIII заключается в образовании многих, совершенно новых Наук и в разветвлении тех, которые уже существовали. Человек простирает мысль свою на все предметы видимого и невидимого мира и желает подвергнуть все своему знанию. К числу Наук, которые образовались в последней четверти прошедшего столетия, принадлежит Наука о воспитании, или Педагогия. И как же было человеку, стремящемуся к самопознанию, не обратить строгого внимания на такой важный предмет, как его собственное воспитание? Педагогия, в настоящем смысле, есть часть Науки самопознания человеческого.

Дискуссия

282–295

Проблемы гуманитарного образования в условиях новой России становятся проблемами государственного, общенационального масштаба. Не решая их, мы лишаем себя будущего. И хотя сегодня многие из тех, кому завтра становиться у руля управления государством, предпочитают изучать экономику и право, на передний план гуманитарного обучения все же следует выдвинуть литературу и историю. Но уроки словесности строятся по устаревшим советским методикам, а учебники по истории пишут люди, едва ли знакомые с достижениями российской исторической науки. Автор предлагает свой комплексный подход для преодоления этих кризисных явлений.

Книжные обзоры и рецензии

296–303

Перспективы развития российского образования, эффективность разработки и реализации программ модернизации российского образования будут зависеть от множества факторов. Некоторыми из них являются изучение основных идей, определяющих тенденции развития образования в мире, и учет международного опыта образовательных реформ. Для решения этой задачи и была задумана в издательстве "Просвещение" серия книг "Образование: мировой бестселлер".

304–323

Книги, обсуждаемые в этой статье:1. Equity and Excellence in American Higher Education by William G. Bowen, Martin A. Kurzweil, and Eugene M. Tobin, in collaboration with Susanne C. Pichler. University of Virginia Press, 453 pp.2. The Price of Admission: How America's Ruling Class Buys Its Way into Elite Colleges — and Who Gets Left Outside the Gates by Daniel Golden. Crown, 323 pp.3. The Trouble with Diversity: How We Learned to Love Identity and Ignore Inequality by Walter Benn Michaels. Metropolitan, 241 pp.4. Excellence Without a Soul: How a Great University Forgot Education by Harry R. Lewis. Public Affairs, 305 pp.5. Our Underachieving Colleges: A Candid Look at How Much Students Learn and Why They Should Be Learning More by Derek Bok. Princeton University Press, 413 pp.6. Powers of the Mind: The Reinvention of Liberal Learning in America by Donald N. Levine. University of Chicago Press, 299 pp.

Новости

10 сентября 2020

В Библиотеке журнала «Вопросы образования» вышла новая книга «Почему ученики не любят школу?» Дэниела Уиллингема


31 августа 2020

В Библиотеке журнала «Вопросы образования» издана книга дэны бойд «Все сложно. Жизнь подростков в социальных сетях»


07 августа 2020

Планируется тематический выпуск о влиянии пандемии на сферу образования