Hide
Раскрыть

2006. no4

Educational Policies

11–26

The author of this article regards dehumanization of the Russian community as one of the results of an allround crisis in humanitarian education, with its outdated content and instruments. Neither the education community nor academic institutions, nor cultural activists, nor authorities have attempted a radical solution of that problem ever since the communist regime collapsed. As the author insists, it takes a federal target program involving the educational network, mass media, cultural institutions and publishers to adapt humanitarian education to new goals. It is up to the young and efficient personnel to implement the project.

27–31

Interview with Professor Immanuel Wallerstein, many years' director of the Fernand Braudel Center for the Studies of Economies, Historical Systems, and Civilizations at the Binghamton University, a branch of the State University of New York. He is worldrenowned for analyses of historical systems, particularly the emergence and development of the capitalist worldeconomy. His fundamental research ushered in a new stage in studying the development and transformation of the global human community.

32–37

Interview with Professor Franklin Ankersmith of the Dutch-based Institute of Intellectual History. His works helped to form a new disciplinary environment-that of historical theory, which has no approximate, let alone precise, analogue in all the fields of Russian humanities.

38–45

Alexander Pyatigorsky, renowned philosopher, linguist, and researcher on culture and Buddhism, coauthored many works with Yuri Lotman and Merab Mamardashvili, and was one of those who stood at the cradle of the Tartu-Moscow semiotic school. Starting as an Oriental scholar, he was staff researcher of the Moscow)based Institute of Oriental Studies under the USSR Academy of Sciences, Indian history and religions department. He published many works on Indian philosophy. On Yuri Lotman's invitation, he joined the Tartu University staff in Estonia in the early 1960s. The scholar emigrated to Britain in 1974, and holds professorship of the University of London. His novel Remembering That Strange Man brought him the 2006 Andrei Bely Award. Pyatigorsky was a visiting lecturer in many countries. He revisited Moscow thirty years after leaving it.

46–52

Ideological polarization is among fundamental problems of Russian humanities. It concentrates round three disciplineshistory, political studies and sociology. It is top priority in the situation to provide every condition for a qualitative change of humanitarian education. The necessary change must start with the Academy of Sciences. Academic humanitarian knowledge has come through radical transformations. Its modernization is successfully going on to put an end to a crisis and get on a par with the world's highest research achievements.

53–62

Contemporary humanitarian education is in a controversial situation. Formerly intended to train the highest bureaucracy, it presently comes as the idiom of the elite's cultural selfidentification, and a means to impose the dominant ideology on the public. It is also deemed useful for making strategies of successful life. As it really is, education is, above all, a value in itself, and universities are sole institutions whose mission is to preserve and develop education as such a value. Universities, however, can survive only if they help to find answers to key questions of this life.

Theoretical and Applied Research

63–76

The author proposes approaches to studying the state and structure of the humanitarian environment in a historical context. The article analyzes organizational forms of humanitarian life, research and education typical of Russia from the 1920s into this day. On the one hand, the New Order of the 21st century's initial decade re-creates the Soviet routine with its concentrated environment, catchwords, and a pronounced division of the community in "our own" and "the strangers". On the other hand, the mass media and the Internet help to create a new humanitarian environment, still to be described.

77–89

A majority of authors tackling problems of political science education have impassioned discussions of its teaching methods, appeal for its further rapprochement with practice, and call to introduce practical seminars, widely use the latest multimedia, etc., etc. The article analyzes essential aspects of the concept of the social role political science education plays, its academic specifics, and prospects university political education is opening to under- and postgraduates.

90–105

Formerly known as Queen of Sciences, philosophy is no longer in labor market demand. Though the article studies the situation of the Lomonosov Moscow State University department of philosophy, everything said about its goals and problems, about ups and downs in the struggle for survival concerns, to a greater or smaller extent, the other numerous seats of philosophical education, scattered all about Russia.

Content of Education

106–113

The Soviet regime regarded the ideological function of humanitarian education as the principal. That function rested on essential texts in two strictly limited lists-Russian classics and the founding fathers of Marxism- Leninism. The perestroika years saw an unprecedented experiment at the Moscow Physico-Technical Institute to replace the Soviet ideological education with general humanitarian studies. The article analyzes the reasons for its victories and setbacks as the system proved alien to Russia but is great success in U.S. liberal art colleges and universities.

114–123

Teaching history in comprehensive school has a cognitive goal and important social functions. Professional historians are much more concerned about acquainting students with the fundamentals of history as research discipline-above all, with the latest ideas of its character. The author uses Western Europe and the USA as examples to demonstrate how latter-day approaches to teaching history at school cope with such mutually contradictory interests.

124–134

The article analyzes the opportunities of the latest technologies in humanitarian education at school. Their implementation allows shift from traditional axiological interpretations and passing social experience on to an adaptation of the latest forms bred by mass culture.

Practice

135–153

The concepts of cultural literacy, its present-day content and quality are dramatically changing. Language as a formalized semiotic system and set of norms, and literature as a culturally privileged segment of the national verbal heritage certainly must be known and treated with due reverence. The various forms of oral speech, occasionally of profound intellectual content, breed and multiply within and without the academic milieu and in media outlets, which are acquiring a global scope. Oral speech also deserves attention in the practical form of choice, analysis, interpretation and conscious use. University creative writing classes in the native tongue and foreign languages offer a way to cope with the problem.

154–162

Contemporary secondary education is arranged in a way that overloads students and offers them complicated and interesting problems to solve only on rare occasions. Despite all that, they can train their intellect in research, if the teacher skillfully organizes it as various disciplines are studied. True quality humanitarian education can be attained only with a systems approach and mutually complementary study disciplines.

163–179

The information technological boom, which thoroughly changed the circulation and acceptance of information, has no impact at all on language teaching in Russian secondary and higher schools. The textual world is changing apace and beyond recognition. The problem of aloof) ness of Russian teaching to practical life fully concerns Russian language teaching. The article demonstrates the functional opportunities of a new language resource known as The National Corpus. Its use in teaching humanities at secondary and higher school promises to help tackling academic and practical pedagogical problems.

180–191

Government demands on teaching literature and history have not been precisely formulated as yet. Possibly, it is not too late to tell now about the fruit of school humanitarian education that teachers organize according to their own ideas of how to do it. Evaluating that experience are men and women who attended the humanitarian class of Moscow Comprehensive School No. 57 in different years. Its former pupils highly appreciate the information and practical habits they received at school but cherish as precious gems what cannot be used in practice)a new picture of the world and the cultural environment and tradition they discovered in class.

192–199

The European educational tradition preserves to this day the classical grammar school, with its tuition of Latin and Greek, as an incubator of the political elite. Ancient language classes develop a taste for research and creativity, thus forming a large social group of intellectuals and guaranteeing its viability. Latin has come back to Russian secondary school, and is major success. It is to be regarded as an instrument to attain linguistic and extra-linguistic goals-make students discover for themselves European cultural values, with the focus on the Antiquity as the basis of later global progress.

Discussion

200–207

Humanitarian teaching problems are no less acute in other countries than in Russia. They concern the educational content and the essence of the research method in humanities, and have a bearing on institutional problems of education. This selection of articles does not exhaust by far the problems of humanitarian education debated in the West. It, however, offers a glimpse of the discussion field.

208–230

translated from English I. Friedman

231–239

translated from English I. Friedman

240–245

translated from English A. Oleinikov

Practical Humanities
246–248

translated from English A. Oleinikov

274–293

Many parts of Russia have adopted local bylaws to introduce a new teaching discipline-"ABC of Orthodox Christian culture". The author analyzes clauses of the Russian Constitution and legal acts that precisely determine the limits of regional administrative competences, and confirm freedom of conscience and religion to offer a detailed and substantiated proof of the constitutional and legal non-compliance of those bylaws. Meanwhile, overzealous religionists and their supporters in secular ruling bodies are implementing their ideas more and more aggressively, which cannot but worry believers of other religions and Christian denominations, human rights activists, atheists and people who cannot put up with Orthodox Christian culture taught in an utterly uncultured manner.

294–300

The entire community needs knowledge of "Church sciences" as none other are adequate to philosophical problems of which humanity became aware thanks to the progress of physics and philosophical logics in the 20th century. Ecclesiastical disciplines can do no less for Russia as it strives to settle its domestic problems. Russian universities and other secular educational establishments have a tremendous potential. They are able to inherit a tradition started by pre-revolutionary theological academies, which educated experts on disciplines crucial for understanding the history and contemporaneity of our post-Christian civilization as a whole, especially for countries of the Eastern Christian tradition.

301–309

Teaching the ABC of Orthodox Christian culture at school has many enthusiasts, and no fewer opponents. These latter refer to laws that allow everyone to freely profess his religion and convictions and do not force anyone to learn what does not interest them. As for proponents, they consider that the heart of the matter is not in the law and human rightsmerely a Russian who does not recognize Russian Orthodoxy cannot be regarded as proper Russian. Many generations of Russians were brought up within Orthodox Christian culture. That culture is of interest not as a part of school curricula but in itself. Certain members of the clergy hurry to make it an official ideology to be shared by all. They might have borrowed their methods from Soviet propaganda. What they want is to force us not so much to study that culture and discover its indubitable merits and greatness as to think whether it is admissible to introduce the discipline at school on a compulsory basis.

Education Statistics and Sociology

310–328

The article bases on an opinion poll we made in April 2005 in several Moscow comprehensive schools, where our 2,510 respondents studied in the 7th, 9th, 10th and 11th grades. The probe continued a research cycle to monitor the dynamics of school students' changing artistic preferences, which we started in the mid-1970s. We discuss such conceptual aspects of literary development as information awareness in fiction, ability to adequately perceive the style of reading matter, and motivation of reading. Side by side with analyses of the impact of gender, age and social stratification, we pay special attention to changes in attitudes to fiction that took place in the teenager subculture within the preceding thirty years. Of greatest interest to us is analysis of the role of school studies in the formation of adolescents' interests in reading.

329–351

The Soviet Union, especially on its decline, gave priority in secondary and higher education to technical professions, while leaving humanities in the background. We centered our study round the content of school education, with the focus on humanities, to see to what an extent the situation has lately changed.

352–362

This opinion poll made in Russia, with 1,500 respondents, aimed to see how precisely the public knew what humanitarian education was about, what humanitarian professions the nation presently needed the most, and which of them were the most popular with young people. There were also questions about which profession the respondent would like to take up and why: to know a particular field of humanities and creatively work in it, or to get a well-paid job.

Archive

363–389

Book Reviews and Survey Articles

390–398

As we talk about the problems of humanitarian education and its current decline, we all the more often switch to verbiage taken from fields very remote from humanities, at least in the classical sense. We even recur to metaphors borrowed from market exchange. The idiom of humanities evidently needs a cleanup, enrichment and genuine development. Inestimable help in that and many other matters can be found in books in the series, Alexander Pogorelsky's University Library.

399–410

translated from English I. Friedman

Скрыть
Раскрыть

2006. №4

Образовательная политика

11–26

Проблема дегуманизации российского общества рассматривается в статье как один из результатов системного кризиса гуманитарного образования, в котором преобладает архаическое содержание и действуют устаревшие инструменты. После крушения коммунистического режима за радикальное решение этой проблемы не берутся ни образовательные сообщества, ни академические институты, ни культурно-гуманитарная элита, ни власти. Автор полагает, что для реализации новых целей и задач гуманитарного образования необходима отдельная федеральная программа, охватывающая не только образовательную систему, но и СМИ, учреждения культуры, издательское дело. Такой проект должен осуществляться новыми кадровыми ресурсами.

27–31

Интервью с Иммануилом Валлерстайном, профессором, многолетним директором Центра Фернана Броделя по изучению экономик, исторических систем и цивилизаций при университете штата Нью-Йорк в Бинxемтоне (США). Фундаментальные исследования И. Валлерстайна, посвященные проблемам анализа исторических систем, в особенности становлению и развитию капиталистической мир экономики (КМЭ), получили всемирную известность и открыли новый этап в изучении глобальных процессов развития и трансформации человеческих обществ. «И. Валлерстайн является как видным мировым историком, так и мечтательным пророком. Такое сочетание необычно, особенно для нашей эпохи интеллектуальной фрагментации и академической специализации», – отмечает один из самых авторитетных современных историков У. Макнил.

32–37

Интервью с Франклином Анкерсмитом, профессором Института интеллектуальной истории (Нидерланды). Работы Анкерсмита позволили сформировать новое дисциплинарное пространство – пространство исторической теории (historical theory), которому в спектре предметных областей отечественного гуманитарного знания нет аналога, хотя бы приблизительного.

38–45

Александр Пятигорский – всемирно известный русский философ, лингвист, культуролог, буддолог, один из основателей тартуско- московской семиотической школы, соавтор Ю.М. Лотмана и М.К. Мамардашвили. Александр Пятигорский начинал как ученый-востоковед, работал в Институте востоковедения АН СССР в секторе «Истории и религии Индии». Автор ряда работ по индийской философии. В начале 1960 х по приглашению Юрия Лотмана уехал работать в Эстонию в Тартуский университет. С 1974 года живет в Великобритании. Профессор Лондонского университета. Лауреат премии Андрея Белого 2000 года за роман «Вспомнишь странного человека». Выступал с лекциями во многих странах мира, а спустя 30 лет приехал в Москву. Автор нескольких десятков книг.

46–52

Фундаментальная проблема нашей гуманитарной сферы – идеологическая поляризация, основные линии которой концентрируются вокруг трех дисциплин: истории, политологии и социологии. В этой ситуации первоочередной задачей является создание системных условий для качественного изменения гуманитарного образования. Они должны начинаться с Академии наук. В области академического гуманитарного знания произошли радикальные перемены, началась и успешно протекает модернизация, позволившая выйти из кризиса и стать вровень с достижениями мировой науки.

53–62

Положение гуманитарного образования в современном обществе противоречиво. В прошлом оно было предназначено для подготовки высшей бюрократии. В наши дни оно используется как язык культурной самоидентификации высшего слоя, как способ внедрения господствующей идеологии. Говорят также и о его полезности для формирования успешных жизненных стратегий. Но образование в первую очередь – это ценность сама по себе, а университет – тот единственный институт, который прямо предназначен сохранять и развивать образование как ценность. Но сохраниться в этом качестве он может, только если в нем будут искать ответы на ключевые смысловые вопросы.

Теоретические и прикладные исследования

63–76

Автор намечает подходы к изучению устройства и состояния гуманитарной среды в историческом контексте. В статье проанализированы специфические для российского социума формы организации гуманитарной жизни, науки и образования, начиная с 1920-х годов и до настоящего времени. Новый порядок «эпохи нулевых», с одной стороны, воспроизводит советские черты с их концентрацией пространства, паролями, делением на «своих» и «чужих», а с другой – через СМИ и Интернет выстраивает новую конфигурацию, еще только подлежащую описанию.

77–89

Большинство пишущих о проблемах политологического образования горячо рассуждают о его методике, о необходимости дальнейшего его сближения с практикой, введения «практических семинаров», широкого использовании современных мультимедийных средств и т. п. Автор статьи анализирует принципиальные аспекты понимания социальной роли политологического образования, его научной специфики и перспективы, открывающиеся в рамках университетского политологического образования перед его «потребителями» – студентами и аспирантами.

90–105

Философия, некогда выступавшая в роли царицы всех наук, нынче не востребована на рынке труда. В предлагаемой статье исследуется положение философского факультета МГУ, но все то, что говорится о его проблемах и задачах, о провалах и успехах в его борьбе за выживание, в той или иной степени касается и других очагов философского преподавания, в немалом количестве рассеянных по всей стране.

Содержание образования

106–113

Советской системой была востребована в основном идеологическая функция гуманитарного образования, закрепленная двумя списками базовых текстов: русских классиков и основоположников марксизма-ленинизма. В эпоху перестройки в Московском физико-техническом институте провели уникальный эксперимент по замене советской идеологической схемы образования на общегуманитарную. В статье проанализированы причины успеха и провала этого опыта, не прижившегося в России и, напротив, столь популярного в современной практике liberal arts colleges и университетов США.

114–123

Обучение истории в общеобразовательной школе решает определенные познавательные задачи и выполняет важные социальные функции. Профессиональных историков больше волнует проблема знакомства школьников с основами исторической дисциплины и, прежде всего, с новыми представлениями о характере исторической науки. Общество заинтересовано в трансляции исторических знаний на массовый уровень с целью реализации социальных функций истории. В статье на примере Западной Европы и США показано, как столь противоречивые интересы реализуются в современных подходах к обучению истории в школе.

124–134

В статье проанализированы возможности новых технологий в школьном гуманитарном образовании. Их освоение позволит перейти от традиционных ценностных интерпретаций и трансляции социального опыта к адаптации современных форм, порожденных массовой культурой.

Практика

135–153

Понятие культурной грамотности, его состав и качество в современных условиях драматически меняются. Безусловно, язык как формализованная система знаков и норм и литература как культурно привилегированная часть национальной словесности требуют бережного освоения. Но и разнообразные, в том числе интеллектуально емкие формы речевой деятельности, которые множатся внутри и вне академической среды, в глобализирующихся «медиа», также требуют к себе внимания в виде готовности к выбору, анализу, грамотной интерпретации, осознанному использованию. Университетские уроки письма, как на родном, так и на международном языке, – одна из перспектив решения этой проблемы.

154–162

Современное среднее образование построено так, что при общей перегруженности школьникам крайне редко приходится решать сложные и интересные задачи. На самом деле они могут учиться мышлению, участвуя в исследовательской работе, умно организованной учителем в ходе изучения разных дисциплин. Реально качественное гуманитарное образование может быть выстроено только при условии системности и предметной взаимодополняемости.

163–179

Взрыв информационных технологий, принципиальное изменение способов получения и отправления информации не оказали никакого воздействия на нашу систему обучения языку школьников и студентов. Мир текстов меняется принципиально и с огромной скоростью. Проблема отвлеченности российского образования от жизни в полной мере касается методов преподавания русского языка в наших школах и вузах. В статье продемонстрированы функциональные возможности нового инструмента, нового языкового ресурса, именуемого «Национальный корпус». Использование Корпуса в преподавании гуманитарных дисциплин в средней и высшей школе поможет успешно решать и чисто научные, и собственно педагогические задачи.

180–191

Пока «государственный заказ» на преподавание литературы и истории окончательно не сформирован, возможно, не поздно рассказать о том, какими могут быть результаты школьного гуманитарного образования, организованного учителями в соответствии с их представлениями о том, как это следует делать. Этот опыт осмыслен теми, кто в разные годы учился в гуманитарном классе 57 школы. Выпускники, ценя приобретенные в школе знания и умения, больше дорожат тем, что не имеет конкретного практического применения, – по новому открывшейся им картиной мира и той культурной средой и традицией, которую обрели во время обучения.

192–199

В европейской образовательной традиции классическая гимназия, в которой изучают древние языки, до сих пор остается кузницей политической элиты, прививая вкус к научной и творческой работе, формируя широкую интеллигентскую прослойку общества и обеспечивая его устойчивость. В русскую школу латынь вернулась и заняла свои позиции. Задачу преподавания латыни в средней школе следует рассматривать в качестве инструментария, необходимого для достижения не только языковой, но и экстралингвистической цели, которая заключается в приобщении учащегося к ценностям европейской культуры вообще и прежде всего к достижениям античной цивилизации как основе последующего развития человечества.

Дискуссия

200–207

Проблемы в сфере гуманитарных наук за рубежом не менее остры и болезненны, чем в России. Они касаются смысла изучения гуманитарных дисциплин, затрагивают сущность научного метода в гуманитаристике и имеют отношение к институциональным проблемам образования. Публикуемая ниже подборка статей не исчерпывает перечень вопросов гуманитарного образования, обсуждаемых на Западе, однако они дают «мозаичное» представление о дискуссионном поле данной области.

208–230

0

231–239

0

240–245

0

246–248

0

274–293

В ряде областей России законодательными актами местных властей в систему школьного образования введено преподавание «Основправославной культуры». Автор статьи с помощью параграфов российской Конституции и правовых документов, в которых четко указаны границы полномочий чиновников регионального уровня, с одной стороны, и подтверждается свобода совести и вероисповедания граждан – с другой, обстоятельно доказывает конституционную и правовую несостоятельность этих акций. Между тем замыслы чересчур рьяных ревнителей православия и их сторонников во властных структурах все заметнее и все успешнее воплощаются в жизнь, что не может не внушать тревоги представителям других конфессий, правозащитникам, атеистам и людям, не желающим, чтобы православная культура подавалась в далеком от культуры виде.

294–300

В изучении «церковных наук» нуждается общество в целом, поскольку именно они адекватны для тех философских проблем, которые впервые были широко осознаны благодаря развитию физики и философской логики в ХХ веке. Не меньшее значение они могут иметь для решения внутренних проблем России. Российские университеты и подобные им светские учебные заведения имеют огромный резерв. Они могут продолжить начатую дореволюционными духовными академиями традицию формирования специалистов в области тех наук, которые являются важнейшими дисциплинами для понимания истории – и даже современности – нашей постхристианской цивилизации в целом и стран традиционной православной культуры в особенности.

301–309

Раздаются голоса как «за», так и «против» преподавания в наших школах основ православной культуры. Противники ОПК ссылаются на законы, позволяющие каждому свободно исповедовать свои убеждения и не заниматься тем, что их не интересует; сторонники же уверяют, что дело не в законах и правах граждан, а в том лишь, что русский, не приемлющий православия, русским считаться не может. Православная культура, в русле которой воспитывались многие поколения наших соотечественников, интересна, конечно, не только в качестве школьной дисциплины, а сама по себе, и велика она вовсе не тем, что некоторые священники и иерархи церкви спешат придать ей характер общей, практически официальной идеологии. Но именно методы последних, взятые ими, похоже, из арсенала советской пропаганды, заставляют не столько изучать основы этой культуры и выделять ее бесспорные достоинства, сколько решать вопрос о допустимости насильственного внедрения курса ОПК в учебные программы российских школ.

Статистика и социология образования

310–328

Предлагаемая вниманию читателей статья основана на материалах социологического опроса 2510 учеников 7-х, 9-х, 10-х и 11-х классов московских общеобразовательных школ, проведенного нами в апреле 2005 года. Данный опрос продолжает цикл исследований, посвященных мониторингу динамики изменений художественных предпочтений учащихся, который мы начали еще в середине 70-х годов. Обсуждению подвергаются такие содержательные аспекты литературного развития, как информированность в области художественной литературы, способность к адекватному восприятию стилевых компонентов произведения, мотивация чтения. Помимо анализа влияния гендерных, возрастных и социально-стратификационных факторов, особое внимание в статье уделяется тем изменениям в отношении к художественной литературе, которые произошли в подростковой субкультуре за последние тридцать лет. При этом специальный интерес для нас представляет рассмотрение роли учебной деятельности в формировании читательских интересов подростков.

329–351

В советскую эпоху, особенно в пору ее заката, приоритет как в школьном, так и в высшем образовании отдавался техническим специализациям, а гуманитарной отрасли знаний внимания уделялось гораздо меньше. Желая выяснить, в какой мере изменилось положение за последнее время, мы провели исследование, главным объектом которого стало содержание школьного образования, специальным предметом – гуманитарность.

352–362

Целью проведенного в ноябре прошлого года опроса было выяснить, насколько четко те 1500 россиян, которых он охватил, представляют себе, что такое гуманитарное образование, какие гуманитарные специальности нужны сегодня России и какие из них пользуются популярностью среди молодежи, а также – какую выбрал бы для себя сам респондент и какой смысл вложил бы он в этот выбор: желание творчески освоить ту или иную отрасль гуманитарного знания или же уверенность, что в дальнейшем он легко устроится на высокооплачиваемую работу.

Архив

363–389

0

Книжные обзоры и рецензии

390–398

Говоря о проблемах гуманитарного образования, о его упадке в современных условиях, мы все чаще переходим на язык, взятый из далеких от гуманитарности, по крайней мере в ее классическом понимании, сфер. В ход идут даже «метафоры рыночного обмена». Язык гуманитариев явно нуждается в корректировке, в подлинном развитии и обогащении. Неоценимую помощь в решении этого вопроса, как и многих других, им могут оказать книги из серии «Университетская библиотека Александра Погорельского».

399–410

0

Новости

20 октября 2020

XXII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества


16 октября 2020

Новинка в серии Библиотека журнала «Вопросы образования» — книга Люси Крехан «Умные земли»


08 октября 2020

«Вредные» советы и полезные комментарии о том, как написать научно-исследовательскую статью