Скрыть
Раскрыть

2006. №1

Образовательная политика

5–24

В связи с внедрением в России бюджетирования, ориентированного на результаты, возрастает значимость точного определения понятия конечных результатов деятельности отдельных ведомств и курируемых ими отраслей. Для отрасли образования конечные результаты трактуются как имеющие три компонента: когнитивный (оценка уровня знаний по единой системе оценки), экономический (изменение величины человеческого капитала выпускников) и социальный (оценки уровня социализации выпускников). Для них предлагаются индикаторы, которые могут быть практически рассчитаны на базе имеющейся статистики, и обсуждаются направления использования индикаторов конечных результатов в практической работе организаций образования. Предложенные индикаторы сопоставляются с теми показателями, которые использует в бюджетном планировании Министерство образования и науки РФ.

25–46

К настоящему моменту разработан пакет законопроектов, предусматривающих введение нового типа государственного (муниципального) учреждения – автономного учреждения, а также новой организационно-правовой формы государственной (муниципальной) некоммерческой организации – государственной (муниципальной) автономной некоммерческой организации. В статье раскрываются особенности данных образований, рассматриваются теоретический и практический аспекты их введения, комментируются связанные с их появлением возражения и опасения.

47–65

Государственная политика в сфере финансового обеспечения учреждений высшего профессионального образования должна быть нацелена на решение двух задач: совершенствование механизма бюджетного финансирования вузов и расширение источников финансирования отрасли. В статье анализируются различные подходы и модели финансового обеспечения вузов; рассматриваются недостатки действующего механизма бюджетного финансирования учреждений высшего профессионального образования и причины, их определяющие; изучаются проблемы формирования нормативов подушевого финансирования высшей школы и оценки эффективности расходов федерального бюджета на финансирование вузов. Расширение источников финансирования вузов требует использования различных инструментов государственного финансового стимулирования привлечения средств организаций и граждан в сферу высшего профессионального образования: бюджетных субсидий, субвенций, дотаций, государственных и муниципальных гарантий, налоговых льгот и других.

66–86

Статья посвящена построению и анализу моделей нормативного подушевого финансирования вузов. Рассматриваются основные проблемы, которые встают перед вузами и органом управления высшим образованием при реализации принципа «деньги следуют за студентом». Исследуются также вопросы трансформации моделей нормативного подушевого финансирования при наличии в вузах платного контингента студентов, наряду с бюджетным. Большое внимание уделяется дифференциации нормативов подушевого финансирования при учете различий в фондоемкости образовательных программ. Делается попытка учесть в моделях финансирования вузов введение нового организационно-правового статуса – автономного учреждения.

87–109

В работе исследуется влияние модернизации системы финансирования высшего образования (в особенности изменений в порядке оплаты за обучение) на политику высших учебных заведений. По результатам опроса руководителей четырех университетов можно сделать вывод о том, что престижные вузы (основанные до 1992 года) практически не изменили своей политики в ответ на введение оплаты за обучение, в то время как «молодые» вузы (основанные после 1992 года) изменили порядок набора студентов. Помимо этого, вузы уделяли большое внимание вопросам качества, как в том, что касается уровня подготовки принимаемых абитуриентов, так и престижа выдаваемых дипломов, места в рейтингах трудоустройства выпускников, исследовательской, преподавательской и других видов деятельности. Все большее значение имели маркетинговые стратеги: для привлечения студентов, сотрудников и финансирования вузы занимались созданием своего уникального «бренда».

110–112

113–124

В современной экономической науке бытует предположение, что источники финансирования высшей школы могут влиять на качество образования. Данная статья исследует зависимость между оценкой студентами качества преподавания и источниками доходов учебного заведения. Полученные результаты указывают на то, что более широкое использование частных субсидий ассоциируется с более высокими оценками качества преподавания. Напротив, большее использование государственных субсидий приводит к более низким оценкам. Также в статье обсуждается значение полученных результатов для принятия решений по формированию образовательной политики.

125–129

Теоретические и прикладные исследования

130–153

Объемы государственного бюджетного финансирования сферы высшего профессионального образования ежегодно возрастают. Однако, несмотря на это, а также на увеличение значимости ВПО для социально-экономического развития страны, федеральное законодательство идет вразрез с существующей практикой реализации конституционных гарантий в области образования. Государство не выполняет своих обязательств в вопросе финансирования контингента бюджетных студентов и обеспечения равенства прав и возможностей каждого гражданина, вне зависимости от места проживания, на образование. Данный факт подтверждается диспропорциями душевой обеспеченности студентов. Существующая дифференциация удельных расходов (в расчете на одного бюджетного студента) не поддается объяснению ни с точки зрения действующего законодательства, ни с точки зрения традиционных статистических методов исследования и зарубежной практики.

154–193

Прямые индикаторы качества рабочей силы по результатам международных тестов по математике и естественным наукам тесно связаны с экономическим ростом. Результаты тестов, рассчитанные с помощью косвенной спецификации, указывают на следующие причинно-следственные связи: прямые расходы на школы не связаны с различиями в результатах учащихся; влияние качества рабочей силы на темп экономического роста сохраняется, даже если исключить страны Юго-Восточной Азии; и, наконец, различия в доходах американских иммигрантов напрямую связаны с качеством образования, полученным ими в стране происхождения. В то же время последние оценки влияния качества рабочей силы на производительность на микроуровне порождают неопределенность относительно масштаба его воздействия на экономический рост.

194–196

0

197–214

В статье раскрыто экономическое содержание понятия образовательной услуги общего образования, изложена разработанная авторами методика расчета стоимости образовательной услуги, проведены примерные расчеты по предлагаемой методике для одного из субъектов РФ и сопоставление их с фактическими данными. В работе также даны рекомендации по использованию предлагаемой модели на федеральном, региональном, местном уровнях управления образованием.

215–231

Создание системы кредитования учащихся рассматривается автором статьи в качестве одной из важнейших составляющих модернизации институционального устройства российского образования. В статье приводится попытка описать системы предоставления займов студентам посредством современного экономико-теоретического инструментария. Особое внимание уделяется проблемам создания института образовательного кредита в условиях слабых рыночных институтов.

Практика

232–253

На примере Томского политехнического университета (ТПУ) рассматриваются актуальные вопросы совершенствования образовательных программ подготовки специалистов в вузе для их адаптации к постоянно изменяющимся условиям внешней среды. Основное внимание уделяется наиболее эффективному способу повышения качества подготовки специалистов под влиянием внешней среды – непрерывной внешней экспертизе и оценке образовательных программ со стороны отечественного и мирового профессионального сообщества. Анализируется изменение структуры и содержания программ для приведения их в соответствие с национальными и международными критериями общественно-профессиональной аккредитации, а также создание и сертификация системы менеджмента качества в вузе на основе требований международных стандартов. Подробно рассматривается образовательная программа подготовки бакалавров по интегрированному направлению «Электротехника», созданному на основе лучших традиций инженерной подготовки в вузе.

254–275

В статье представлен анализ новых тенденций в организации учебного процесса на примере опыта Государственного университета – Высшей школы экономики (ГУ – ВШЭ), который с момента своего создания в 1992 году ориентировался на отбор и внедрение наиболее эффективных организационных форм. Рассматривая каждую их представленных инноваций, авторы обращают внимание на то, в чем заключается содержание новой организационной формы, что дает введение этой формы для процесса обучения, как она обеспечивается с организационной точки зрения, как оценивается преподавателями и студентами, а также на то, в каком направлении планируется ее дальнейшее развитие.

276–289

В работе дан краткий обзор основных тенденций изменения моделей финансирования высшего образования, с учетом действующих в на стоящее время тенденций, роста массовости и повышения стоимости обучения. В статье рассмотрены также возможные модели перехода от финансирования бюджетных учреждений высшего профессионального образования к финансированию образовательных программ. Обсуждаются такие особенности использования на уровне магистратуры, как: 1) нормативно целевой метод финансирования на основе возмещения государственным организациям расходов на оказание образовательных услуг конкретным категориям потребителей по нормативам, устанавливаемым в административном порядке; 2) конкурентно целевой метод, предполагающий финансирование реализуемых вузами образовательных программ по стоимости, определенной в процессе конкурсного отбора.

Дискуссия

290–319

0

Статистика и социология образования

320–327

0

Стратегии получения высшего образования студентами ГУ - ВШЭ
328–346

Проблема перехода вузов России с 5-летней системы обучения на систему «бакалавриат + магистратура» чаще всего рассматривается с точки зрения организации учебного процесса. В данной работе на эмпирическом материале делается попытка осветить проблему с позиции студентов. В ходе исследования было выяснено, что стратегии получения высшего образования (выбор степени диплома) студентами различаются в зависимости от курса и факультета ГУ – ВШЭ. Однако интерес проявляется не ко всей системе в целом, а только к магистратуре, поскольку диплом бакалавра, с точки зрения студентов, не легитимирован на рынке труда. Готовность студентов интегрироваться в единое европейское образовательное пространство в значительной степени определяется их информированностью относительно изменений.

347–369

В работе анализируются основные социально-экономические факторы доступности высшего образования различного качества в современной России. Социальная дифференциация выступает, как зависимость вероятности получить высшее образование определенного качества (элитного и массового) от каких-либо социально-демографических признаков (например, дохода, образования родителей и т.д.). На основе анализа эмпирических данных показано, что в системе российской высшей школы существует значительная дифференциация вузов по типу предоставляемого образования, выражающаяся в качестве преподавания, престиже диплома, позициях, которые выпускники могут занять на рынке труда. Эти вузы различаются также по сложности поступления и обучения в них. Соответственно, достаточно сильно разнятся и мотивы поступающих, и социальный состав их семей. Оценка регрессионных моделей показала, что виды семейного капитала, влияющие на доступность высшего образования в целом и на доступность «элитного» образования, не совпадают. В элитные вузы чаще поступают школьники Москвы и Санкт-Петербурга с высокой успеваемостью, а также выпускники школ со статусом гимназии. При этом существенным фактором является подготовка абитуриента на курсах или с репетитором из данного вуза.

Архив

370–381

В статье анализируются мнения, высказанные в публицистике и историографии, о роли уставов в истории российских университетов ХІХ — начала ХХ века. Автор делает вывод о том, что уставы с течением времени становились скорее символами, нежели выполняли функцию основного закона университетской жизни. На протяжении всего периода их существования уставы выступали в качестве символа автономии, который далеко неоднозначно трактовался в сообществах различной идейной ориентации и в разные исторические периоды. Дискуссии о роли университетских уставов — это полемика не только о границах университетского самоуправления, но и об образе того или иного университета, который существовал и существует в общественном сознании.

Книжные обзоры и рецензии

382–384

0

Новости

10 сентября 2020

В Библиотеке журнала «Вопросы образования» вышла новая книга «Почему ученики не любят школу?» Дэниела Уиллингема


31 августа 2020

В Библиотеке журнала «Вопросы образования» издана книга дэны бойд «Все сложно. Жизнь подростков в социальных сетях»


07 августа 2020

Планируется тематический выпуск о влиянии пандемии на сферу образования