Скрыть
Раскрыть

2005. №4

Образовательная политика

7–24

От педагогического образования зависит качество школы, а от качества школы — качество профессионального образования. Начав реформы в образовании, мы забыли, что оно начинается с педагогов. Россия совершила исторический поворот. Новому обществу в новой экономике нужны новые люди, с другой системой ценностей, с другими навыками и умениями, во многом с другими знаниями. Содержательная, организационная и технологическая модернизация школы предполагает другого учителя и другого школьного администратора. В статье рассматриваются проблемы, которые поставил перед школой и, следовательно, перед педагогическим образованием новый исторический вектор России. Эти проблемы стали вызовами для педагогического образования, которое во многом оказалось не готовым к встрече с ними. Автор увидел эти вызовы (такие, как низкий социальный и материальный статус учителя, необходимость глубоких изменений в его подготовке — содержательных, технологических, ценностных, необходимость иначе строить систему повышения квалификации учителей, появление абсолютно нового спектра требований к знаниям и умениям школьных администраторов) давно и в собственной практике пытался найти ответы на них. Нереформирование в этой базовой для образовательной системы сфере уже создало реальные и грозные риски не только этой системе, но и будущему России в целом, включая ее экономику, политику и безопасность. Статья рассматривает широкий спектр вопросов педагогического образования, требующих серьезных реформ.

25–48

В статье рассматриваются проблемы реформирования отношений участников образовательного процесса в школе. Обосновывается вывод о том, что достижение нового качества общего образования станет возможным в том случае, если произойдет переход от отношений, основанных на идее долга, к отношениям, основанным на идее права детей на образование. Такое изменение в ценностных основаниях образовательной системы будет способствовать отказу от принудительного характера обучения и снятию барьеров, препятствующих развитию у учащихся способности к самостоятельному решению проблем в различных сферах деятельности.
Создание в постсоветский период вариативной системы образования привело к появлению важных, но недостаточных предпосылок для формирования образовательной системы, основанной на идее права — в том числе права на выбор образовательной программы и образовательного учреждения. Следующим шагом в этом направлении может стать разработка образовательных стандартов, обеспечивающих право всех детей на такое образование, которое позволило бы им успешно решать познавательные, мировоззренческие, коммуникативные и другие значимые для них проблемы.

49–55

Система массовой переподготовки учителей в сфере образовательной политики, экономики образования, образовательного права и развития содержания образования должна лидировать и стать основной экспериментальной площадкой, проектной структурой обновления образования. В сети школ «Эврика» разработан комплекс инновационных программ, альтернативных традиционным методам повышения квалификации, направленный прежде всего на самореализацию ребенка. В таких проектах появляются новые позиции и квалификации педагогов, в задачу которых входит совместная с учащимися проектная деятельность. Но препятствия со стороны Академии образования, отсутствие рынка существенно снижают мотивации к освоению новых видов образовательной деятельности, усиливая маргинализацию учительского корпуса.

56–67

Теоретические и прикладные исследования

68–80

Авторы рассматривают проблемы учительского корпуса в России в сравнительной перспективе. Показано, что заработная плата российских учителей значительно ниже зарубежных аналогов. Структура занятости в сфере образования также отличается от международной практики. Обсуждаются сценарии кадрового обеспечения российской школы и отмечается, что существующие тренды могут привести к формированию значительного по масштабам сектора низкокачественного образования.

81–105

В статье анализируются особенности рынка труда и тенденции в сфере занятости системы образования. Показано, что «сверхзанятость» и относительная недоплата в учреждениях образования тесно связаны и институционально предопределены. Жесткая привязка заработной платы к минимальной оплате труда, определяемой в ходе политико-бюрократических процедур одинаково для всех российских регионов, неизбежно порождает отставание в уровне зарплаты работников образования относительно основных небюджетных отраслей экономики. Занижение же оплаты может стимулировать искусственную экспансию занятости, что, в свою очередь, еще сильнее подавляет заработную плату.
Абсолютная численность работников образования в России на протяжении всего рассматриваемого периода в целом оставалась примерно стабильной, хотя ее доля в общей занятости в экономике возросла. В итоге удельный вес данного сектора оказывается заметно выше, чем в большинстве экономически развитых стран. Внутри России занятость в сфере образования сильно дифференцирована по регионам, и ее доля достигает максимума в наиболее экономически отсталых регионах.

106–126

Рассмотрены особенности определения понятия «знание» в условиях общества знания. Показано, что в обществе знания в сфере образования возникает ряд парадоксов, требующих переосмысления целей и задач университетов. Введено понятие «интеллектуальное предпринимательство» — навык, позволяющий человеку формировать индивидуальные конкурентные преимущества в обществе знания. Описаны пути формирования этого навыка и сформулированы цели современного университета как социального института. Рассмотрены особенности определения понятия «знание» в условиях общества знания. Показано, что в обществе знания в сфере образования возникает ряд парадоксов, требующих переосмысления целей и задач университетов. Введено понятие «интеллектуальное предпринимательство» — навык, позволяющий человеку формировать индивидуальные конкурентные преимущества в обществе знания. Описаны пути формирования этого навыка и сформулированы цели современного университета как социального института.

127–151

Экономисты давно признают, что эффективное производство благ, характеризующихся возможностью неконкурентного потребления и сложностью исключения из потребления (чистых общественных благ), связано с определенными трудностями, которые объясняются тем, что потребители этих благ обычно не демонстрируют своей истинной готовности платить за них. Такие «безбилетники» понимают, что им невозможно отказать в доступе к благу, и потребляют его, не оплачивая в полной мере. Академические стандарты позволяют оценить качество академической деятельности (например, исследования, образование студентов), но выгоды, которые они приносят (например, репутация), очень похожи на выгоды от общественных благ. В связи с этим возникает склонность к оппортунистическому поведению, что обусловливает неэффективно низкий уровень их «производства ». В данной статье исследуется вопрос, каким образом стандарты обеспечивают блага, обладающие характеристиками общественного блага, и порождают проблемы «безбилетника» и «недопроизводства » в разных сферах академической жизни. В работе обсуждаются вопросы поддержания качества академической деятельности и сложностей предотвращения оппортунистического поведения.

Содержание образования

152–163

В статье анализируется современное состояние российской социогуманитарной науки. Приводятся свидетельства количественного роста ряда дисциплин — политологии, экономики, правоведения, социологии, которые, по мнению автора, в современной России востребованы больше, нежели науки естественные и технические. Причины — в нынешнем состоянии российского общества, а также в специфических отношениях отечественной науки с «мирами» бизнеса и политики. Высокая востребованность ряда звеньев отечественной социогуманитарной науки сочетается с утратой ею знаниепроизводящей функции и превращением в посреднический механизм трансляции знания, произведенного западной наукой, в отечественную социальную практику.

Практика

164–174

В статье представлен комплексный взгляд на актуальные проблемы в сфере переподготовки учителей, дается оценка потенциала в этой сфере и описаны основные направления предстоящей работы по преобразованию системы повышения квалификации.

174–189

Новые цели, которые становятся актуальными в процессе модернизации образования, требуют обновления форм и содержания педагогического образования. Одним из инструментов профессиональной подготовки педагога, позволяющим ему эффективно планировать и оценивать процесс и результаты своего обучения, является учительский портфолио студента-педагога, широко распространенный в зарубежном высшем образовании. Портфолио является показателем готовности будущего учителя к самостоятельной профессиональной деятельности.
В статье рассматривается учительский портфолио студентки-выпускницы колледжа Каламазу (штат Мичиган, США), описывается общая структура, приводятся фрагменты из основных разделов, даются комментарии, позволяющие сделать вывод о том, каким образом работа студента с портфолио меняет характер его учебной деятельности и делает более эффективной профессиональную подготовку. Авторы делают вывод о целесообразности использования студенческого учительского портфолио в отечественной практике, о возможности его гибкой адаптации к особенностям системы отечественного педагогического образования.

190–202

В штатах, районах и школах по всей стране идет активная работа по созданию и реализации программ «оплата за качество». В феврале 2001 г. Комиссия по образованию США провела встречу с пятью представителями наиболее распространенных и популярных моделей «оплата за качество», реализуемых в ряде школ США. На встрече обсуждались проблемы и опыт, который может оказаться весьма полезным для регионов и школ, заинтересованных в создании сходных программ. Ряд регулирующих механизмов уже в те- чение некоторого времени применяется на практике, в то время как другие механизмы пока не опробованы.
В данной работе читателю предлагается обзор ключевых проблем, связанных с концепцией «оплата за качество»; обсуждение ключевых вопросов, встающих перед политиками при разработке данной концепции; представление пяти наиболее распространенных программ и сводная таблица по ним; а также источники для поиска более подробной информации по проблеме регулирования заработной платы учителей.

203–235

27 сентября 2005 г. в Москве по инициативе редакции журнала «Вопросы образования» состоялся «круглый» стол на тему «Может ли образование обойтись без педвузов?» Участникам дискуссии предлагалось обсудить следующие вопросы. 
Что есть педагогическое образование сегодня? Какие результаты дало изменение статуса педвузов и превращение их в классические университеты? Как изменить качество подготовки учителей? 
Кто нужен и кто приходит сегодня работать в школу? Каковы способы повышения квалификации учителя? Где он может получить дополнительное педагогическое образование? 
Кто должен формировать запрос на подготовку учителя? Какое образование учителя более востребовано в школе: фундаментальное или педагогическое? Как надо готовить современного учителя?

Статистика и социология образования

236–245

В этом номере представлена информация о числе образовательных учреждений, готовящих педагогические кадры, численности студентов, обучающихся по педагогическим специальностям в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, приеме и выпуске специалистов. Приведены сведения о повышении квалификации и профессиональной переподготовке преподавателей учреждений профессионального образования. 
В работе использованы данные Федеральной службы государственной статистики. 
Материал подготовлен старшими научными сотрудниками Центра статистики и мониторинга образования Института статисти ческих исследований и экономики знаний ГУ-ВШЭ И.Ю. Забатуриной, В.И. Кузнецовой, О.К. Озеровой.

246–259

В статье представлен анализ готовности преподавательского корпуса средних школ к изменению профессиональной культуры и стиля педагогической работы в соответствии с новыми требованиями государства и общества. Выделяются два аспекта: степень осознания учителями требований, предъявляемых родителями и представителями государства, — с одной стороны, и доминирующий тип мотивации учителей, связанный с выбором данной профессии, — с другой. Готовность учительского корпуса к изменениям в профессиональной деятельности рассматривается в контексте общих социокультурных преобразований, происходящих в России. Статья основывается на данных масштабного исследования, проведенного в мае–июне 2005 г. Центром социологических исследований МГУ в рамках проекта «Реформа системы образования», который реализован Национальным фондом подготовки кадров (НФПК) на средства займа МБРР.

260–273

Исследование ориентаций и жизненных траекторий выпускников учебных заведений, проведенное в 2004 г. включало опрос выпускников системы начального профессионального образования (НПО), получающих в профессиональных училищах (ПУ) полное общее образование. Это позволило проанализировать место общего образования в формировании жизненных планов учащихся ПУ, а также его роль в их осуществлении. Анализ показал, что общее образование интенсивно востребовано учащимися НПО. В связи с этим представляется, что выведение общего среднего образования за рамки системы НПО может привести к падению привлекательности НПО и еще более затруднит достижение главной цели реформы образования — подготовки компетентного, грамотного, мотивированного работника, отвечающего требованиям модернизированного производства.

274–296

В работе рассматриваются некоторые аспекты влияния образования на доходы (вероятность занятости, должность и дифференциация доходов в зависимости от уровня образования) и влияния доходов на образование (неравенство доступа детей и взрослых к образованию). Используются данные Российского мониторинга экономики и здоровья, НОБУС, государственной статистики и некоторых специальных опросов. Приводятся рекомендации в области социальной политики в сфере образования и доходов.

Архив

297–303

В статье рассмотрены проблемы возникновения магистратуры в России, дается краткий обзор развития организационно-процессуальных подходов к подготовке магистров в XIX — начале XX в. Автор выделяет специфические черты российской магистратуры, отличающие ее от западноевропейской.

Книжные обзоры и рецензии

304–318

В статье предложен исторический обзор становления и развития педагогического образования в России с XVII до начала ХXI в. Выявлены ведущие отечественные традиции в области педагогического образования, заложенные в конце XVII в.: использование параллельно «специализированной» и «университетской» моделей подготовки учителей; признание (с начала XIX в.) педагогического образования ключевым звеном, от которого зависит функционирование всей системы образования, в первую очередь общего.
Определены и охарактеризованы проблемы, которые являются традиционными для отечественной системы педагогического образования и должны быть так или иначе решены в ходе ее развития: оптимальное для каждого исторического периода соотношение между специально-предметным и общепедагогическим в содержании подготовки учителя, качеством и количеством педагогических образовательных учреждений.
Показана роль модернизации педагогического образования в общих процессах эволюции системы образования в России на современном этапе. Сформулированы основные направления развития теории и практики педагогического образования в 2003—2004 гг. в свете существующих ныне целевых программ.

319–345

В статье представлен социальный портрет московской профессуры второй половины XIX — начала XX вв. Основой исследования послужили источники личного происхождения и многочисленные статистические материалы. Приводятся сведения о социальном положении, научной, педагогической и общественной деятельности, показана роль московских профессоров в становлении отечественной науки и высшего образования в пореформенной России, а также в формировании нового типа личности и культурных связей в российском обществе на рубеже веков.

346–364

Настоящая статья посвящена исследованию особенностей функционирования квазирыночных систем в образовательном секторе и в области здравоохранения в Великобритании. Интерес к этому институту актуален в связи с очевидной необходимостью преобразований в социальной сфере российской экономики. Хроническая нехватка средств, их неэффективное использование, отток квалифицированных специалистов, несоответствующая современным требованиям материально-ресурсная база, низкое качество услуг — следствия архаичности и недостаточного финансирования системы образования и здравоохранения в России. В такой ситуации пересмотр только хозяйственного устройства этих секторов экономики можно рассматривать лишь в качестве краткосрочного решения возникших проблем. В долгосрочном же периоде перед государством стоит задача формирования новых институтов, которые смогли бы создать экономические стимулы для успешного развития как образовательной сферы, так и доступного медицинского обслуживания, соответствующего современным стандартам качества.

Новости

10 сентября 2020

В Библиотеке журнала «Вопросы образования» вышла новая книга «Почему ученики не любят школу?» Дэниела Уиллингема


31 августа 2020

В Библиотеке журнала «Вопросы образования» издана книга дэны бойд «Все сложно. Жизнь подростков в социальных сетях»


07 августа 2020

Планируется тематический выпуск о влиянии пандемии на сферу образования