Скрыть
Раскрыть

2005. №2

Образовательная политика

5–9

10–22

В статье рассматриваются проблемы распределения компетенций в сфере образования (включая государственные гарантии реализации права на образование) между федеральным и региональным уровнями власти. Рассматриваемые проблемы возникли в связи с принятием Федерального закона № 122 от 22.08.2004, а также в связи с намечаемыми правительством реформами в сфере образования (речь идет прежде всего о документе «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации»). Автор полагает, что политика модернизации образования нуждается в принципиальной коррекции: в снижении административной составляющей и в увеличении составляющей социальной.

23–31

На вопросы нашего корреспондента отвечают заместитель главы администрации Калининградской области — начальник Главного управления образования и науки Лазарь Фуксон и министр образования Чувашской республики Галина Чернова.

32–46

На современное развитие систем высшего образования воздействуют следующие факторы, которые можно отнести к глобальным, поскольку они характерны как для всех 30 стран — членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), так и для значительной части стран — партнеров ОЭСР: массовое стремление к получению высшего образования; формирование общества знаний, что подразумевает регулярное обновление и дополнение «базового» высшего образования в связи с возросшей динамикой развития общества и технологий; разнообразие потребностей общества и, соответственно, требований к системам высшего образования — содержанию, объему, формам и методам получения знаний; либерализация административного управления образованием со стороны государства; демографический спад, изменение демографической структуры населения: увеличение доли более взрослого и пожилого населения по сравнению с долей населения традиционного студенческого возраста и, как следствие,— необходимость учета в образовательной политике потребностей старших возрастных групп; дефицит государственных ресурсов, необходимых для поддержки и развития системы высшего образования; развитие инновационных образовательных технологий; глобализация социально-экономических процессов и связанная с ней интернационализация рынка образовательных услуг. Отмеченные факторы определяют три взаимосвязанных тенденции в сфере высшего образования: повышение образовательного уровня населения; интернационализацию высшего образования; активное развитие самоуправления вузов — «автономизацию» образования. Эти тенденции, в свою очередь, задают основные векторы государственной политики в сфере высшего образования в странах ОЭСР: повышение доступности образования; обеспечение качества образования; повышение финансовой эффективности в секторе высшего образования.

47–49

Проблемы финансирования высшего образования находятся в центре образовательной политики во всех странах, в международных организациях. Ведущие эксперты сегодня обсуждают основные тенденции и варианты решений этих проблем. Развитые и развивающиеся страны учатся друг у друга в поисках универсальных решений.
Поэтому для читателей нашего журнала, возможно, будут интересны выводы и рекомендации авторитетной конференции «Устойчивое финансирование высшего образования», которая проходила в Варшаве 23–24 июня 2005 г.
В конференции приняли участие около 60 представителей из 12 стран Европы и Центральной Азии1 и сотрудники Всемирного Банка. Среди участников конференции — министры образования ряда стран и ведущие эксперты.
Вниманию участников совещания были представлены конкретные исследования по вопросам финансирования высшего образования в Словакии, Латвии, Литве, Словении и Венгрии, а также сравнительный отчет по восьми новым членам ЕС, подготовленный Всемирным Банком.

Теоретические и прикладные исследования

50–76

Статья известного социолога Стива Фуллера находится в русле исследований, связанных с ревизией роли университетов в современном обществе.

77–79

Статья известного социолога Стива Фуллера находится в русле исследований, связанных с ревизией роли университетов в современном обществе. В статье не указываются основные стимулы этих исследований, поэтому, не претендуя на исчерпывающую полноту, целесообразно перечислить хотя бы основные из них.

80–93

В статье рассмотрена модель, позволяющая вузам выбрать степень централизации власти, соответствующую особенностям их ситуации. Также предложены способы уменьшения негативных последствий при выборе большей или меньшей степени централизации, проявившие себя как эффективные в практике российских учебных заведений. Работа осуществлена в рамках проекта «Анализ и совершенствование механизма управления экономикой вуза», проводившегося в 2004 году по заказу Министерства образования РФ и Министерства экономического развития и торговли РФ факультетом менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета с участием специалистов ГУ-ВШЭ, и основана на монографических обследованиях шести стабильно и успешно развивающихся вузов.

94–111

В статье представлены результаты исследования вопроса, какая система основного общего образования адекватна сегодня возможностям России. Анализируются изменения, которые существенным образом повлияли на соответствие сетей социального обслуживания структуре и динамике расселения. В статье дается характеристика основных моделей сетей социального обслуживания — ядерной, узловой, сотовой и ступенчатой. Исследуется соответствие социальных сетей тенденциям системы расселения по регионам России, а также проводятся сравнения с зарубежными странами. Обобщаются изменения в институциональных взаимосвязях основной школы и социального окружения.
Результаты исследования показывают, что система расселения в России и сеть школ, предоставляющих основное общее образование, построенная на основе ступенчатой модели пространственной организации, находятся в состоянии институционального дисбаланса. Одним из направлений преодоления институционального дисбаланса может стать переструктуризация основного общего образования, как внутри всего пятилетнего цикла основной школы, так и в структуре учебного года. В процессе разработки решений об организации сетей основного общего образования в фокусе внимания должны оставаться два ключевых аспекта — соответствие региональным условиям и управляемость системы образования.

112–128

С 2005 года осуществляется передача обязательств по финансированию учреждений начального и среднего профессионального образования (НПО и СПО) с федерального уровня на региональный. Каковы возможные последствия этого шага? Анализ опыта шестнадцати субъектов Федерации, около 10 лет финансировавших НПО из регионального бюджета, позволяет сделать некоторые предположения и предварительные оценки того, как изменение схемы финансирования воздействует на начальное и среднее профессиональное образование.
В статье сопоставляются ситуации в начальном профессиональном образовании в субъектах Федерации, в которых учреждения НПО финансировались из федерального и регионального бюджетов. Анализ проводится по десяти показателям, характеризующим масштабы системы НПО, результаты ее деятельности, кадровое и материально-техническое обеспечение, финансирование, выполнение социальных функций.

129–142

Данная статья посвящена изучению различных способов и источников финансирования высшего образования. Раздел II содержит краткое описание ответов, которые экономическая теория дает на ряд вопросов, являющихся ключевыми в этой области. В разделе III приведено описание возможных способов финансирования, наконец, в разделе IV описан опыт некоторых стран в этой сфере. Изучить столь обширный предмет целиком достаточно сложно, поэтому анализ проводится лишь в некоторых направлениях. Например, в статье не обсуждается природа самого «продукта», а также вопросы, связанные с финансированием исследовательской деятельности. Анализ проводится только для стран с развитой экономикой, более того, цель исследования — изучить как можно больше способов финансирования, а не стран.

143–145

Содержание образования

146–147

0

148–163

В статье рассматривается соотношение образовательных и развивающих задач исторического образования, важность воспитательной роли предмета истории в курсе средней школы. Подчеркивается недопустимость противопоставления задач формирования знаний и умений, а также чрезмерного увлечения теоретическими проблемами в школьном образовании. Поскольку история в общей системе обществоведческого образования играет ведущую роль, необходимо интегрировать курсы граждановедения и обществоведения в курс истории. Отмечая пороки утвердившейся ныне концентрической системы школьного исторического образования, автор предлагает вернуться к линейной системе, позволяющей формировать более глубокие и прочные знания. При подготовке учебной литературы по истории необходимо руководствоваться принципами научности и информационной избыточности и сохранить многообразие школьных учебников по истории.

164–172

В статье поставлена проблема срочной переориентации содержания школьного курса истории. Она обусловлена четырьмя важнейшими факторами: необходимостью поддержания целостности и единства страны, новым поликонфессиональным устройством современного общества, постоянством массовых миграций, усилением социальной конфликтности и этнической неприязни. Адаптация к многообразию культур, восприятие этого многообразия как нормы, а не экстраординарного явления, умение вступать в конструктивный диалог с оппонентами, воспитание толерантности — это те задачи, которые могут решаться на уроках истории.

173–185

Статья посвящена актуальным проблемам исторического образования. Одна из главных проблем — проблема стандарта, другая — содержание исторического образования, соотношение формационного и цивилизационного подходов к истории. Также в статье рассматриваются проблемы, связанные со введением профильной системы обучения. Затрагивается проблема ЕГЭ. Основное внимание уделено вопросу о том, каким должен быть современный учебник истории, проведено сравнение учебников истории за 5–7 классы. Отдельная тема — роль учителя в современной школе.

Практика

186–187

Вопросы, связанные с финансированием образования, находят свое отражение в дискуссиях по нескольким темам. Первой, наиболее насущной и имеющей широкий общественный резонанс, является обсуждение последствий, связанных с крайне низким уровнем финансирования системы образования. Вторая тема — механизмы финансирования государством приобретения гражданами тех или иных частных благ. На рынке образования эта тема активно обсуждается. Третья тема — анализ и перспективы использования одного из таких механизмов — ваучерной системы, лежащей в основе концепции государственных именных финансовых обязательств (ГИФО). Остановимся кратко на каждой из этих тем, обозначив основные вопросы и точки обсуждения.

188–199

В статье рассматриваются вопросы конкуренции образовательных программ высшего профессионального образования в условиях эксперимента по финансированию вузов с использованием государственных именных финансовых обязательств (ГИФО). Анализируются изменения структуры и численности приема на очную форму обучения Марийского государственного технического университета, происшедшие в течение 2001–2004 годов в условиях эксперимента по ГИФО.

200–215

Рассмотрены некоторые итоги участия Чувашского государственного университета им. И.Н.Ульянова (ЧГУ) в эксперименте по проведению единого государственного экзамена и введению государственных именных финансовых обязательств в 2001-2004 гг. Приведены характеристики приема студентов в ЧГУ по результатам ЕГЭ и ГИФО. Отмечается, что эксперимент в том виде, который сейчас существует, может привести к снижению качества и содержания школьного образования, к механическому заучиванию тестовых заданий для сдачи ЕГЭ, что в свою очередь, может привести к примитивизации школьного образования и разрушить общепризнанные традиции российской школы. Подчеркивается, что для решения вопроса о дальнейшем распространении эксперимента необходимо проведение подробного научного анализа его итогов с применением различных математических и статистических методов и последующей широкой профессиональной и общественной дискуссией.

216–247

Анализируются результаты социологических опросов студентов вузов — участников эксперимента по финансированию учреждений высшего профессионального образования с использованием ГИФО, проведенных в 2003 и 2004 годах. Результаты исследования показывают в целом позитивное отношение студентов к ГИФО. Отмечается положительная динамика отношения к ГИФО по ходу эксперимента. Образовательная мобильность молодежи при введении системы ЕГЭ-ГИФО детерминируется, прежде всего, индивидуальными способностями студентов и не зависит от их социального положения, уровня доходов семьи и места проживания до поступления в вуз. ГИФО повышает доступность высшего образования именно для абитуриентов из сельской местности.

Дискуссия

248–268

13 апреля 2005 года в Высшей школе экономики состоялось заседание Российского общественного совета по развитию образования (РОСРО) на тему «Проблемы итоговой аттестации школьников». На заседании выступили руководители образовательных ведомств из разных регионов страны, ректоры вузов, директора школ, учителя, преподаватели, ученые. Предлагаем вашему вниманию выдержки из выступлений участников дискуссии.

Статистика и социология образования

269–296

В этом номере представлена информация о государственных расходах на образование; уровне заработной платы в образовании, его сравнении с соответствующим показателем в целом по экономике и прожиточным минимумом трудоспособного населения. Приведены средние потребительские цены на отдельные виды образовательных услуг.
В работе использованы материалы Федеральной службы государственной статистики и Министерства финансов Российской Федерации.
Материал подготовлен старшими научными сотрудниками Центра статистики и мониторинга образования Института статистических исследований и экономики знаний ГУ-ВШЭ И.Ю. Забатуриной, В.И. Кузнецовой, О.К. Озеровой.

297–313

В статье анализируются результаты репрезентативных опросов, проведенных Фондом «Общественное мнение» в рамках третьего этапа мониторинга «Экономика образования». Приводятся оценки расходов семей на образование детей, находящихся на разных стадиях образовательного процесса, а также взрослых в зависимости от места их обучения. Там, где возможно, проводится сопоставление оценок трат в 2003/2004 учебном году с оценками, полученными для предыдущего учебного года. Анализируется структура расходов семей на указанные цели.

Архив

314–327

(Къ полуторавЬковому юбилею: 1755–1905). Оттиск выпуска газеты «Речь» к несостоявшемуся юбилею 1905 года. (РГАЛИ. Ф.1666, оп. 2. уд. хр. 2344)

Книжные обзоры и рецензии

328–338

Рецензия на книги: Оуэн Джон. Иейль 1995–2005. Yale University Press, 2005; Джеймс Дадерштадт и Фаррис Вомак «Будущее государственных университетов в Америке: на перепутье?. Prinston University Press, 2005; Дэйвид Кирп «Маркетинг высшего образования?. Harvard University Press, 2005.

Новости

10 сентября 2020

В Библиотеке журнала «Вопросы образования» вышла новая книга «Почему ученики не любят школу?» Дэниела Уиллингема


31 августа 2020

В Библиотеке журнала «Вопросы образования» издана книга дэны бойд «Все сложно. Жизнь подростков в социальных сетях»


07 августа 2020

Планируется тематический выпуск о влиянии пандемии на сферу образования